Подписка на блог

Customize in /user/extras/subscribe-sheet.tmpl.php.

Sample text.

Twitter, Facebook, VK icon VK, Telegram, Google Plus, LinkedIn, Odnoklassniki, Pinterest, РСС JSON Feed

Sample text.

ООО "МДИ" - производство развивающих игрушек

Как определить, нравится ли ребенку ходить в садик

//Подавляющая масса деток в нашей стране посещает дошкольные учреждения. Одни малыши ходят в государственные садики, другие - в частные. Однако вне зависимости от того, бюджетно или платно пристроен ребенок, посещение садика способно вызывать у крохи гамму чувств - и положительных, и отрицательных.
Каждому родителю хочется, чтобы в садике крохе было комфортно - но на практике подобное, увы, встречается не постоянно. Мало того: иногда дети, не желая огорчать папу с мамой, не признаются в истинных чувствах касательно пребывания в дошкольном учреждении. Как же определить, счастлив ребенок в детском саду - или нет?//

Совет. Если первые пару недель посещения детского сада малыш кажется несчастным, не беспокойтесь - крохе требуется время на адаптацию.

Как узнать отношение ребенка к детскому саду

Посетите группу

Раз в неделю на 30—60 минут зайдите в группу малыша и посмотрите, что там происходит. Вы увидите, как воспитатель взаимодействует с детьми, выясните, какие отношения у малыша с другими ребятишками. Побеседуйте с воспитателями, с заведующей, чтобы получить мнение со стороны относительно роли ребенка в коллективе.

Спросите ребенка

Даже у неразговорчивого ребенка возможно исподтишка узнать важную информацию. Задайте малышу парочку несложных вопросов: играли ли вы сегодня? Кто твой лучший друг в детском саду? Тебе нравится учитель? Чем вы сегодня занимались? Если малыш нервничает, отделывается односложными ответами о посещении детского сада или отказывается отвечать - это сигнализирует о проблеме. Если ребенок счастлив в саду, он без утайки выложит вам массу информации - в том числе и то, о чем вы не спрашивали.

Признаки, что ребенок несчастлив в саду

  1. Перед посещением садика у малыша постоянно болит живот. Такое случается, но не ежедневно. Постоянно повторяющийся недуг свидетельствует, что не все так гладко.
  2. Нервозность. Сюда относятся: привычка грызть ногти/сосать палец, дергание себя за волосы, недержание мочи.
  3. Отказ говорить о детском саде и заметная нервозность, когда вы начинаете беседу на эту тему.
  4. Прямой отказ идти в сад.
  5. Страх перед посещением детского сада.

Проблемы с дисциплиной? Решение есть!

Кажется, что исключительно ваш ребенок - непоседливый, непослушный, иногда хулиганистый - в то время как остальные дети - тихие и скромные? Такое мнение складывается у львиной доли родителей, но оно ошибочно. Каждая семья рано или поздно сталкивается с проявлениями девиантного поведения малышей - одни в меньшем объеме, другие - сильнее. Тем не менее каждая мама и каждый папа способны озвучить список пунктов из десяти, с которыми они устали бороться - или даже не представляют, как это сделать. Специально для вас, дорогие уставшие родители, мы предлагаем подборку из десяти распространенных проблем поведения детей 2—4 лет и пути решения этих наболевших вопросов.

Ребенок обижает брата/сестру

Это не редкость, и отнюдь не обязательно, что проявляет девиантное поведение старший малыш. Случается наоборот: как раз младший ведет себя безобразно по отношению к старшему братишке или старшей сестренке. Он способен бросаться вещами, царапаться, кусаться, выдирать волосы и так далее, чтобы добиться желаемого - игрушки ли в руке брата/сестры или места на диване, занятого другим. Порой тычки достаются «жертве» ни за что, без повода. На первом этапе вы вправе воздействовать на хулигана просьбами/угрозами/разговорами/тайм-аутом/наказанием. Однако что делать, если перепробовали все, а толку нет?

Попробуйте проанализировать собственные действия. Не делаете ли вы что-то такое, что заставляет ребенка вести себя подобным образом? Не уделяете ли вы другому малышу львиную долю внимания, не чувствует ли ребенок с девиантным поведением себя «лишним», не ревнует ли он? Эксперты поясняют: дети 2—4 лет не причиняют боль намеренно, подобная проблема поведения вызвана фактором «со стороны» - и не исключено, что это как раз ревность. Постарайтесь окружить задиру заботой и вниманием (не ущемляя при этом второго ребенка). Покупайте одинаковые игрушки малышам, чтобы не было поводов для ревности и обид. И внимательно следите за поведением маленького забияки - чуть завидев признаки «надвигающейся бури», поспешите удалить ребенка «с поля брани».

Совет. Скажите ребенку с девиантным поведением, что вы понимаете и разделяете его гнев (этим вы поставите себя по одну сторону с крохой), но бить брата/сестру нельзя. Предложите вместо этого выпустить гнев безопасным способом: побить подушку или плюшевого медведя.

Ребенок не выполняет просьбы с первого раза

Еще одна проблема поведения - игнорирование просьб. Приходится по десять раз звать к столу, потому что малыш не в состоянии оторваться от игрушки, напоминать о времени отхода ко сну, контролировать чистку зубов - потому что по дороге в ванную ребенок способен внезапно увлечься валяющимся на проходе лего и забыть, куда и зачем шел. О самостоятельности в данном случае говорить не приходится - тотальный контроль со стороны мамы и папы и натуральная «мозоль на языке» у них же.

Попробуйте решить данную проблему поведения с помощью предварительных приготовлений. Если по утрам подобные сборы ребенка занимают колоссальное количество времени, из-за чего вы опаздываете на работу, а малыш - в сад, встаньте пораньше и подготовьте для крохи необходимое. Выложите зубную щетку и пасту, достаньте колготки/штаны из шкафа, поставьте рюкзачок у двери. Или делайте приготовления с вечера - если ранний подъем вызывает у вас отторжение.

Совет. Выберите подходящее время, когда ребенок тих и спокоен, и спросите у него: «Что сделать, чтобы ты вовремя собирался?»

Поставьте себя на место ребенка. Не исключено, что девиантное поведение не при чем - а у малыша такой склад характера, и ребенок делает все от него зависящее. Попробуйте подстроиться под темп ребенка, синхронизируйтесь с крохой. Помните: ворчанием и «наездами» вы ничего не добьетесь, такие методы работают в обратном направлении.

Еще один забавный «армейский» способ - установите таймер. Почему армейский? Потому что солдаты в армии одеваются за минуту - вот и ребенок пусть попробует собраться/одеться/убрать игрушки/вычистить зубы за отведенное время. Через пару-тройку дней малыш уложится в срок.

Врушка-хвастунишка

Подобная проблема крайне распространена среди детей 2—4 лет. Они любят хвастаться родным, друзьям и знакомым - причем сообщая то, чего в действительности не происходило. «У меня черный пояс по карате!» - хвастается ребенок, ни разу секцию карате не посещавший. «Я в Париже Новый год встречал!» - вторит другой, дальше местного озера никуда ни разу не выезжавший.

Не ругайте ребенка за ложь и хвастовство. Подобное поведение указывает на низкую самооценку малыша. Он хочет в глазах окружающих казаться круче и лучше - не исключено, что завидует другим детям, которые богаче или удачливее его. Малышу и без того грустно, не усугубляйте состояние крохи криком и наказанием. Попробуйте наоборот сопереживать ему. Скажите: «Черный пояс по карате - это так здорово. Это серьезное достижение. Хочешь, чтобы мечта осуществилась?» или «В Париже, должно быть, увлекательно. Начнем копить на поездку вместе?»

Установите с ребенком связь. Он хочет произвести впечатление, потому что думает: так его сильнее полюбят. Объясните, что вы любите кроху любым. Акцентируйте внимание малыша на том, что он умеет делать - лепить из глины, рисовать, танцевать. Хвалите ребенка за успехи в этих областях - так вы поднимете самооценку крохи.

Ребенок не слушается

Среди детей 2—4 лет распространена и такая проблема поведения, что зовется непослушанием. Малыш назло делает то, что родители запретили. Сказали не стучать по столу ложкой - стучит сильнее, велели не разбрасывать носки - разбросал с демонстративным видом. В данном случае требуется твердо, четко и обязательно спокойно говорить с ребенком: «Я просила тебя не стучать по столу». Если действие продолжается, таким же ровным голосом предупреждайте о последствиях: «Если это повторится еще раз, я отберу ложку/выведу тебя из-за стола». Ребенок не послушался - выполняйте обещанное (это главное - умейте отвечать за собственные слова! Некоторые родители горазды обещать, а выполнить угрозу не способны - и ребенок понимает это).

Совет. Предложите малышу разумный выбор: «Хочешь поиграть в настольную игру за столом или побарабанить на улице?»

Ребенок бьет других людей

Агрессивное девиантное поведение у некоторых детей 2—4 лет проявляется подобным образом: когда им не удается заполучить желаемое, они причиняют боль окружающим людям. Вне зависимости от пола и возраста этих людей - такой ребенок способен ударить и маму, и трехмесячного братишку, и старенькую бабушку.

В первую очередь запомните: ни в коем случае не бейте ребенка. Порка - не выход. Это способ выплеснуть гнев родителям. Он не научит ребенка, что бить людей нельзя, и не покажет, как правильно себя вести. Верный способ - возьмите тайм-аут, изолируйте малыша, чтобы он остыл (и остыньте сами). После тайм-аута спокойно поговорите с крохой о произошедшем и о том, как можно было вместо этого поступить. Научите ребенка правильно выражать гнев. Дети 2—4 лет еще не умеют изливать эмоции верно - посодействуйте крохе в овладении данным навыком. Выражать гнев можно по-разному - бить подушку, растирать глину, рвать бумагу и так далее. Пусть малыш пробует каждый из этих способов. Выберите с ним вместе тот, что понравится крохе сильнее остальных, и «репетируйте» - оттачивайте навык обращения к данному способу. Не ждите, что ребенок сразу начнет выражать эмоции с помощью этого метода - когда злость нахлынет, он забудет о репетициях и советах. Приготовьтесь контролировать ситуацию и напоминать малышу о необходимых действиях.

Совет. Если ребенок выглядит так, словно вот-вот набросится, возьмите кроху за руки. Подскажите малышу, как выразить чувства словами. Обязательно хвалите малыша, если он сумел совладать с собой, не ударил никого, а иначе проявил собственные эмоции.

Ребенок не дает поговорить по телефону

Некоторые дети 2—4 лет негативно реагируют на телефон в родительских руках. И речь не о долгих часовых разговорах с подругами/друзьями - даже на пятиминутные деловые беседы такой ребенок откликается девиантным поведением. Он шумит, гудит, визжит - словом, делает все, чтобы помешать разговору.

Если вам требуется пообщаться по сотовой связи, предупредите ребенка об этом. Сделайте акцент на том, что разговор продлится недолго и вы вскоре присоединитесь к крохе. Займите малыша игрой и выйдите поговорить в соседнюю комнату. Постепенно ребенок, поначалу проявляющий нервозность, научится терпеливее относиться к этим «разлукам». Чтобы научиться новой модели поведения, малышу требуется не одна неделя, так что запаситесь терпением и вы. Помните: у маленьких детей нет понятия времени, они не умеют ждать, зато крайне не любят, когда мама/папа не уделяет им внимания. Нетерпение - вот чем вызвано подобное поведение.

Ребенок не знает границ

Еще одна проблема поведения, с которой сталкиваются некоторые родители, - «язык без костей». Ребенок дерзит родителям, огрызается в ответ на замечания, обзывается, способен обратиться к маме и папе по имени - и так далее.

В первую очередь, родителям требуется четко и твердо обозначить границы. «Ты не должен меня называть по имени. Это недопустимо». Говорите с малышом спокойно, без повышенного тона, закатывания глаз и истерик. Если ребенок игнорирует ваши слова, откажитесь вступать с ним в беседу до того момента, пока он не перестанет так делать. Придумайте наказание, которое напрямую относится к грубости (как вариант, многократное повторение правильного, вежливого обращения), и не отступайте.

Попробуйте метод выбора. «Ты уберешь игрушки сейчас или побудешь у себя в комнате пару минут, чтобы приготовиться к этому?» Если ребенок выбрал комнату - пусть идет, по истечении трех-пяти минут пригласите кроху обратно. Если он по-прежнему отказывается убираться, проиграйте ситуацию повторно. Повторяйте действие столько раз, сколько требуется, не отступайте. В конце концов ребенок поймет, что сдвинуть с места вас не получится.

Еще один вариант - обратите ситуацию в шутку. Отнеситесь к произошедшему с юмором, дав ребенку шанс «переиграть» сказанное: «Должно быть, я тебя неправильно расслышала?» Не гнушайтесь и тайм-аутом, если никакие иные средства на малыша не действуют.

Не забывайте хвалить ребенка, когда он приятен в общении. Упоминайте, что вам приятно, когда он ведет себя таким образом.

Ребенок игнорирует

Девиантное поведение детей 2—4 лет способно выражаться и в следующем: ребенок не слышит (делает вид, что не слышит) обращенные к нему просьбы/требования, которые ему не нравятся (по типу «убери игрушки», «сложи одежду», «не стучи по столу»). Зато мгновенно реагирует на предложения, которые ему по душе («Хочешь конфетку?», «Пойдем гулять?»).

Вы вольны применить метод наказаний - однако маловероятно, что он сработает. Негативные последствия злят ребенка, и он усилит отрицательное поведение. Наоборот, стимулом может легко послужить поощрение - а потому введите систему наград за благопристойное поведение.

Совет. С некоторыми детьми «работает» метод сотрудничества. Не требуя, спрашивайте у них, что им следует теперь делать. Желая, чтобы ребенок вымыл руки перед обедом, скажите малышу: «Через пять минут кушаем. Что тебе надо сейчас сделать?» Предложите малышу выбор - справится он с заданием самостоятельно или воспользуется помощью.

Ребенок невосприимчив к наказаниям

Некоторые дети 2—4 лет удивляют родителей тем, что на наказание реагируют спокойно. Мало того - они сами содействуют претворению этих наказаний в жизнь. Так, если в ответ на девиантное поведение родители забирают у ребенка игрушки, такой малыш способен принести папе с мамой забытую машинку и сказать: «Спрячьте и это, вы забыли». Родители не чувствуют, что наказание помогло и урок крохой усвоен. «Что в лоб, что по лбу» - так это называется.

С такими детками работает исключительно метод запроса и выбора. Никакого принуждения, никаких требований - спрашивайте, что малыш, по его предположению, должен сделать; уточняйте, когда (сейчас или через пять минут) он это сделает, требуется ли крохе помощь. Выражайте готовность помочь - и не повышайте тона, говорите спокойно, улыбайтесь. Тогда малыш пойдет на контакт. Не забывайте хвалить ребенка и давать крохе чувствовать, что он любим. Отмечайте успехи малыша, говорите, что вы гордитесь - каждый ребенок в действительности стремится радовать родителей, и подобное поведение с родительской стороны придаст крохе стимул действовать лучше.

Ребенок постоянно ноет

Не то чтобы это девиантное поведение - однако из себя выводит знатно, особенно если ноет малыш по поводу и без повода. Идет дождь - ребенок ноет, потому что нельзя гулять. Выглянуло солнце - ребенок ноет, потому что слепит глаза. Упала кепочка с головы - ребенок ноет, потому что не хочет за ней наклоняться. Этот детский скулеж не тихий и монотонный - он пронзительный и раздражающий, иногда переходящий на ультразвук.

В первую очередь, объясните ребенку, что вы с радостью выполните его просьбу - да вот не слышите, чего он хочет, потому что малыш верещит благим матом. «Когда ты говоришь спокойно, я тебя понимаю» - покажите крохе, что ровным тоном без крика легко добиться куда большего, чем визгом и нытьем. Когда малыш вновь начинает ныть, твердо прерывайте кроху: «Стоп! Я не слушаю нытье. Говори спокойно!» Если ребенок продолжает «выступать», игнорируйте малыша. Кроме того, вы вправе попробовать метод тайм-аута либо «условный сигнал»: когда ребенок на грани визга, возьмите его на ручки/обнимите/запойте песенку (выберите самостоятельно, что лучше придется по душе малышу). Делайте так всякий раз, как увидите, что ребенок готов «начать концерт».

Готовность номер один: приучаем к горшку ребенка 3—4 лет

Ничего страшного, если ребенок в три года еще не ходит на горшок. Каждый ребенок развивается индивидуально, и то, что один делает в год, другой освоит к двум. Это нормально - так что повода для паники нет. Не поторапливайте кроху, однако внимательно следите за признаками готовности к горшку: малыш обязательно подаст вам сигнал, когда поймет, что ему пора ходить на горшок.

Физические признаки

  1. Ребенок готов ходить на горшок, если он мочится обильно за один раз.
  2. Приучение к горшку пройдет успешно, если ребенок ходит «по-большому» примерно в одно и то же время и кишечник крохи работает «как часы».
  3. Если ребенок в три года способен не писать три-четыре часа - это означает, что мышцы мочевого пузыря настолько крепкие, что в состоянии удерживать содержимое.

Поведенческие признаки

  1. У малыша получится ходить на горшок, если он способен провести в одном положении три-пять минут.
  2. Ребенок в три года умеет самостоятельно натягивать и снимать штанишки.
  3. Ребенка не устраивает ощущение мокрых/грязных трусов.
  4. Приучение к горшку можно спокойно начинать, когда ребенок заинтересуется привычками взрослых в туалетной комнате.
  5. Малыш сообщает (или подает знак), что хочет в туалет.
  6. Ребенок стремится к независимости.
  7. Если ребенок в три года гордится собственными достижениями? он с удовольствием станет ходить на горшок.

Когнитивные признаки

  1. Начинайте приучение к горшку, когда кроха научится следовать инструкциям («сядь на горшок», «сними штаны») и сообщать о собственных потребностях.
  2. Ребенок в три года освоит горшок, если он знает, как сказать про желание сделать «а-а» и «пи-пи».
  3. Малыш понимает физические сигналы собственного организма.

Если ребенок слишком худой

Педиатрами разработаны специальные нормы веса, согласно которым масса тела ребенка в два года - такая, в пять лет - такая, в семь - вот такая. Естественно, что каждого ребенка под нормы не подгонишь, и вовсе не следует фанатично стремиться соответствовать стандарту - и переживать, если вес малыша отклоняется от «нормального» показателя вправо или влево. Однако если перебор или недобор веса очевиден невооруженным глазом, это весомый повод пообщаться с педиатром.

Ребенок мало весит: когда волноваться

Оценивая вес малыша, следует в первую очередь проанализировать: кроха и раньше мало весил? Какова масса тела у родителей ребенка? Одно дело, если ребенок - худой генетически (у него худые папа и мама, худоба передалась ему по наследству, и он и прежде был худым). Совсем другое - если малыш внезапно прекратил набирать или даже начал терять вес.

Эксперты в области педиатрии поясняют: кроха не постоянно набирает вес равномерно. Поначалу прибавка в росте малыша обгоняет увеличение веса, и оттого ребенок способен казаться чрезмерно худым. Позже ситуация выровняется, когда рост нагонит вес. Врачи замечают: некоторые дети с избыточным весом «начинали» как маловесные. Верный способ определить, насколько мало весит ребенок и стоит ли тревожиться - посетить доктора.

Действия врача

Чтобы определить вес малыша, доктор в первую очередь задаст вам наводящие вопросы: о массе тела родителей и родственников, о том, постоянно ли малыш худой или скинул вес недавно - и так далее. Понадобится сообщить врачу и о том, случались ли в последнее время у крохи диарея, рвота или иные заболевания, способствующие снижению веса.

Педиатр измерит ребенка (и рост, и вес) и нанесет данные на диаграмму роста малыша. С помощью особого показателя - индекса массы тела крохи (или ИМТ) - доктор увидит, пропорциональны ли рост и вес малыша. Если ИМТ ребенка опускается ниже пятого процентиля, считается, что у крохи недобор веса. В этом случае доктор побеседует с вами относительно питания малыша, возьмет анализы у крохи - чтобы определить, нет ли заболевания, даст рекомендации.

Как помочь малышу набрать вес

Если ребенок мало весит не потому, что у него проблемы по медицинской части, это означает, что крохе не хватает калорий. Задача родителей - заставить малыша питаться калорийнее. Не исключено, что вес малыша поползет вверх, если добавить в его рацион источники жира - орехи, растительные масла, авокадо.
Однако ни в коем случае не кормите ребенка вредной пищей, чтобы компенсировать недобор веса. Педиатры предупреждают: если вы приучите малыша употреблять фастфуд, этой привычке он не изменит и в будущем.

Совет. Регулярно взвешивайте кроху дома, чтобы следить за изменениями в весе малыша.

Вовлекайте ребенка в приготовление еды, в покупку продуктов - зародите в крохе интерес к пище. И следите за тем, чтобы он не пропускал очередной прием пищи - в противном случае вес малыша так и останется незначительным.

Совет. Контролируйте, чтобы малыш не «надувался» соками и водой во время еды - так он наполнит желудок и кушать уже не захочет.

Девочки vs мальчики: развитие мозга

Об опережающем развитии девочек слышал каждый: считается, что мальчики отстают от девчат на два года. Девочки раньше осваивают горшок, складывают буквы в слова, овладевают грамотой и так далее. Это интересное совпадение, или в действительности женский мозг отличен от мужского?

Еще момент: дайте девочке на выбор куклу и машинку - и она выберет куклу. Поставьте перед выбором мальчика - и он предпочтет автомобиль. Означает ли это, что развитие девочек и развитие мальчиков идет параллельными дорогами?

Разный мозг

Пропасть между девочками и мальчиками в действительности гораздо глубже, нежели противоположные аспекты воспитания - утверждают ученые. Они предполагают, что даже до рождения мозг мальчика и мозг девочки развивается по-разному. Так, эксперты в области педиатрии выдвигают гипотезу, что мозг мальчика «толкает» ребенка к движущимся вещам (в том числе к машинам); что же до мозга женского, то он сосредоточен на воспитании и заботе. Гипотеза эта еще не доказана, но тем не менее представляет собой интерес.

Развитие мальчиков в материнской утробе

Ученые сообщают: плод мужского пола обладает таким же количеством тестостерона, что и взрослый 25-летний мужчина. Как раз с равным этому показателю числом тестостерона и появляется на свет каждый мальчуган; после рождения показатель резко падает, а затем снова постепенно увеличивается. Тестостерон, по утверждениям экспертов, улучшает пространственное мышление.

Интересный факт. Исследования на животных показали, что у самцов часть клеток мозга относится к женским. Ученые считают: это применимо и по отношению к людям.

Развитие девочек в материнской утробе

Девочки тоже вырабатывают тестостерон, но далеко не в таких объемах, что у мальчиков. Зато девочки продуцируют еще и эстроген. Ученые говорят: женский мозг - это проекция мозга мальчиков, если бы он не изменялся под влиянием тестостерона.

Развитие мозга по мере роста ребенка

После рождения, согласно исследованиям МРТ, развитие мозга девочек и мальчиков продолжает идти параллельными дорогами. Некоторые области мозга оперативнее растут у девочек, некоторые - у мальчиков; таким образом дети одного возраста, но разных полов стоят на разных ступенях развития. Впоследствии эта пропасть стирается, показатели приходят в равновесие.

Интересный факт. Мозг мальчика растет быстрее, чем девочки.

Неодинаково и растет мозг у сильной и слабой половины человечества. У последних больше размер той области мозга, что отвечает за контроль языка и эмоций. У мальчиков больше другая область - помогающая контролировать сильные эмоции по типу страха.

Эти маленькие отличия отнюдь не означают, что мальчики окажутся лучше девочек, или что девочки преуспеют сильнее мальчиков. Эксперты объясняют: мозг ребятишек чрезвычайно пластичен, а области его способны расти или уменьшаться в зависимости от того, как они используются. Согласно проведенным тестам, и девочки, и мальчики показывают одинаковые успехи в математике. Девочки лучше проявили себя в мышлении, запоминании и повторении слов, мальчики же одержали верх в решении пространственных задач.

Нельзя равнять всех под одну гребенку - ведь немало мальчиков не интересуется машинками, а предпочитает куклы - и наоборот, столько девочек обожает играть в «войнушку» и способно починить велосипед. У развития мозга таких детей нет никаких «отклонений» - оно в норме. «Биология - не приговор», - заверяют ученые.

Развитие ребенка в 2,5 года

Малышу уже два с половиной года! Это практически самодостаточная личность, взрослый и независимый человек. Он меняется день за днем, и за этим крайне интересно наблюдать. Что умеет ребенок, и чего же конкретно вправе близкие ожидать от крохи в таком возрасте?

Основные навыки

В два с половиной года ребенок умеет самостоятельно:

  1. Надевать на себя одежду (как минимум, один предмет).
  2. Называть шесть частей тела.
  3. Балансировать пару секунд на одной ноге.
  4. Узнавать как минимум один цвет.

Общение со сверстниками

Если прежде малышу не требовался никто, кроме мамы и папы (и бабушки с дедушкой), то теперь кроху тянет к другим деткам. На этом этапе развития ребенок учится взаимодействовать с иными малышами, налаживает контакты, заводит первых друзей. Мало того: среди обилия детей в песочнице ребенок умеет самостоятельно распознавать одного малыша и называть его имя. Ребенок в два с половиной года способен уже понимать, что думают и чувствуют остальные. И крохе на данном этапе развития крайне интересно «проникать в душу» другого маленького человечка. Поощряйте стремление малыша к общению с детьми, ходите с крохой на детскую площадку, в парк и в иные места скопления ребятишек.

Творческий беспорядок

У художников и писателей в кабинетах - черт ногу сломит. Повсюду разбросаны всевозможные вещи, некуда ни ступить, ни присесть - однако творцы чудесным образом ориентируются в собственных завалах. У ребенка в два с половиной года происходит та же ситуация. Беспорядок - логичная часть повседневной жизни малыша на этом этапе развития. А уж тем более - в процессе творчества (подавляющая масса детей в данном возрасте любит рисовать и охотно делает это дни напролет). Не волнуйтесь о беспорядке - когда ребенок закончит, расскажите, что уборка - важная составляющая творчества. И обязательно похвалите малыша за рисунок - даже если он напоминает обыкновенные каракули.

Говорение

Что умеет ребенок в этом возрасте, так это говорить - как минимум пару-тройку слов. Но в силах родителей - помочь развитию словесных навыков крохи. Для этого не требуется ничего особенного - элементарно разговаривайте с малышом. Обращайте внимание на то, что он говорит - и расширяйте словарный запас ребенка. Если кроха сказал: «Машина едет», подтвердите: «Да, эта красная машина так быстро едет по улице!»

Приучение к горшку

Ребенок в два с половиной года уже способен самостоятельно пользоваться горшочком. Но не волнуйтесь, если малыш еще равнодушен к туалету - это в пределах нормы. Помните: этапы развития каждого ребенка проходят индивидуально.

Речевые проблемы у ребенка 2—4 лет

Нет единого возраста, в котором бы ребенок заговорил. Одни дети складывают звуки в слова уже в год, другие - после двух. Немало зависит от врожденных способностей ребенка, иных навыков малыша, знания языка и от реакции окружающих на попытки крохи говорить. Некоторые общие вехи развития таковы: в два года подавляющая масса малышей собирает слова в мини-предложения («Где мама?», «Пока-пока», «Что это?» и так далее). Ежемесячно в лексиконе крохи появляются новые слова, и к трем годам львиная доля детей разговаривает предложениями из четыре-пяти слов. Они способны рассказать, что делали сегодня, и их легко понять даже посторонним людям.

Тем не менее у некоторых деток во время обучения говорению возникают сложности. О вероятных речевых проблемах и способах их решения расскажем ниже.

Неправильное произношение

Маленьким деткам, у которых развитие речевых навыков еще формируется, сложно выговаривать некоторые слова - а потому они переиначивают и укорачивают их. Это относится в первую очередь к словам, где по соседству расположены два согласных звука: вместо «спагетти» малыши говорят «пагетти», вместо «конфета» - «кафета», вместо «блузка» - «бузка» и так далее. Подобное обычно проходит к шести-семи годам.

Кроме того, к речевым проблемам у детей 2—4 лет относится путаница в звуках. Страдают шипящие: не «шишка», а «сыска», не «чайник», а «сяйник». Не забудем и про пресловутые «р» и «л»: «лубашка» и «лынок» вместо «рубашки» и «рынка» - это норма. Некоторые малыши, однако, и «л» не выговаривают - получается нечто среднее между «у» и «в».

Иногда случается такое, что в одних словах ребенок произносит звук правильно, а в других - нет. Это связано с тем, что звук способен быть твердым (сложнее для произношения) и мягким.

Как помочь

В первую очередь, запомните: дети учатся подражанием. Поэтому говорите четко, чисто и без сюсюканий (львиная доля родителей предпочитает общаться с детьми 2—4 лет на «малышовом» наречии, не понимая, что это - фатальная ошибка). Если вы приговариваете: «Ты ж моя заиська!» - ожидайте и получить «заиську» вместо «заечки». Если малыш допустил ошибку в слове, повторите то, что он сказал, но правильно - и обратите на это внимание ребенка. Но не делайте акцент на ошибках крохи и не ругайте ребенка - иначе малыш расстроится, что говорит неправильно. За правильное употребление звуков, слогов и слов хвалите кроху.

Однако если ребенок «глотает» гласные («крова» вместо «корова») или наоборот отбрасывает согласные - это повод тревожиться о развитии речевых навыков малыша. В таком случае требуется консультация логопеда.

Сигматизм

Сигматизм - речевая проблема, связанная с нарушением произношения свистящих и шипящих звуков. Они заменяются другими или вовсе выпадают из речи. «Моей сестре семь» легко превращается в «Моей шытре шем» - и понять ребенка сложно не то что чужим людям, но и близким. Помните: шипит и свистит подавляющая масса детей 2—4 лет, но это проходит к семи годам. Однако лет в пять вы вправе обратиться к логопеду, если ребенок имеет иные речевые проблемы и его сложно понять окружающим.

Как помочь

Не пренебрегайте личным примером и в данной ситуации. Демонстрируйте, как правильно звучит то или иное слово. Удостоверьтесь, что кроха не болеет - что он дышит свободно и через нос. Заложенный нос легко способен послужить причиной сигматизма, поскольку при дыхании через рот язык принимает другую позу, нежели с закрытым ртом.

Выражение мыслей

Двух-трехлетнему ребенку сложно выражать мысли вербально. Развитие речевых навыков в этом возрасте еще не завершено, лексикона не хватает, а язык иногда не поспевает за потоком мыслей в маленькой голове. Поэтому ребенок крайне медленно и с запинками составляет предложения. Кроме того, малышу может настолько сильно хотеться пообщаться с вами, что он спотыкается на каждом слове от волнения. Перестанет останавливаться и думать, что и как сказать, кроха к четырем годам.

Как помочь

Проговаривайте вслух вместе с ребенком правильное звучание предложения. Если ребенок отчаянно хочет, чтобы вы достали его любимую кружку из шкафа, и просит: «Мама, ты кружка, моя кружка!», уточните: «Ты хочешь, чтобы я достала твою любимую кружку?» Расскажите ребенку, какая эта кружка, пока достаете ее: «Смотри, какой симпатичный медвежонок нарисован на кружке!» или «Какая красочная у тебя красная кружка!»

Заикание

Немало детей 2—4 лет проходили фазу заикания, но у подавляющей массы оно проходит без следа. Когда ребенок устал, рассержен, взволнован, он не может легко выразить то, что на уме. Тогда и проскакивает в речи крохи заикание. Кроме того, оно не исключено, если ребенок еще не овладел речевыми навыками в полной мере.

Как помочь

Крайне важно реагировать на ребенка с заиканием. Говорите с таким малышом медленно, спокойным, расслабленным голосом. Если вы станете придерживаться такого правила, то и кроха не поторопится - следовательно, будет меньше заикаться. Смотрите малышу в глаза и улыбайтесь. Если вы отвернетесь, ребенок заволнуется; если на лице вашем он увидит разочарование - расстроится еще сильнее, а это способно усугубить ситуацию. Если заикание ребенка приводит к напряжению челюсти, к постоянному повторению звуков, к тому, что малыш морщится, - обратитесь к доктору.

Детская апраксия речи

Еще одна речевая проблема детворы - апраксия речи. Апраксия - это расстройство нервной системы, следствие которого - неспособность произносить звуки, слоги или слова. Она выражается следующим образом:

  1. Неправильное произношение гласных.
  2. Попеременно правильное и неправильное произношение легких звуков.
  3. Напряжение при координации губ.
  4. Замена или исключение сложных звуков.
  5. Сложности с длинными фразами.
  6. Громкость, скорость и высота речи способны звучать неправильно.
  7. Понимание языка лучше, чем способность говорить.

Апраксию речи крайне редко диагностируют детям младше трех лет. Однако, если ребенку два и развитие речевых навыков крохи вас беспокоят, покажите малыша логопеду. В том же случае, если малышу три-четыре года - немедленно обращайтесь к доктору, чтобы помочь ребенку на раннем этапе.

Когда обращаться за помощью

  1. Ребенок в 2 года не пытается (или мало пытается) говорить и/или подражать другим; не реагирует на собственное имя; не заинтересован в разговоре.
  2. После двух лет ребенок по-прежнему говорит отдельными словами (не короткими предложениями); не повторяет новые слова; не отвечает на вопросы по типу «Кто это?»
  3. Ребенок постоянно делает паузу в разговоре; сдается, не договорив; постоянно употребляет фразу «не то».
  4. Ребенок пускает слюни при неправильном произношении.
  5. Ребенок переносил ушные заболевания (подобное указывает на вероятную потерю слуха, что связано с речевыми проблемами).

Когда грубит чужой ребенок

Случается, дети дерзят взрослым. Если грубит ребенок собственный, ситуация ясна - «прочитал лекцию» крохе, напомнил правила поведения, добился извинений. А что делать, если грубит ребенок чужой? А родители малыша при этом игнорируют подобное поведение? Как поставить ребенка на место и при этом не вступить в конфронтацию с его папой и мамой?

Если ребенок грубит вашему малышу

Услышав на детской площадке, как родную кроху обзывает другой малыш, каждый родитель инстинктивно бросится на защиту любимой деточки. Однако в следующий раз «придержите коней» и проанализируйте поведение сына или дочери. Насколько он/она расстроен (-а)? Насколько нуждается в вас? Практика показывает, что львиная доля детей способна самостоятельно урегулировать конфликт.

Совет. Сохраняйте спокойствие, как бы сильно ребенок ни дерзил вам. Всякую дерзость возможно легко «проглотить» и отреагировать на грубость ребенка вежливо и с улыбкой.

Посмотрите, как поведет себя малыш. Если он реагирует на грубость ребенка кулаками - это резонный повод вмешаться. Но если кроха ведет себя благоразумно, расслабьтесь и предоставьте сыну/дочке право собственноручно разобраться в ситуации. И не забудьте потом, отведя малыша в сторонку, похвалить кроху за разумное поведение.

Если ребенок ведет себя вызывающе

Девиантное поведение ребенка не ограничивается грубостью. Он способен вести себя нагло, шумно, мешать окружающим - и не задевать вас лично, но раздражать некультурностью и неуважением к людям. Представьте ситуацию: вы пришли в ресторан с малышом, кроха ведет себя тихо и воспитанно - но по залу с криками бегает другой ребенок, на которого поминутно оглядываются посетители. Родители же этого малыша словно не замечают, что он мешает отдыхающим.

У вас - два пути. Первый - сделать замечание ребенку с девиантным поведением. Помните при этом: этот малыш способен проигнорировать ваши слова, а его родители обязательно вступятся за баловня. Второй - если конкретно вас данный малыш не задевает, но вы не хотите, чтобы ваш ребенок думал: такое поведение - норма, скажите собственной крохе: «Видишь, мальчик бегает и кричит / девочка кладет ноги на стол? Так нельзя поступать в общественных местах, это неуважение по отношению к другим людям».

Совет. Если ребенок грубит вам при вашем собственном малыше, не унижайте задиру при нем. Отведите маленького грубияна в сторону и скажите о чувствах, которые испытываете. Помните: иногда ребенок не осознает, что причиняет другим людям боль.

Как привлечь родителей ребенка

Не говорите им, что и как делать (и что их малыш такой-сякой). Опишите произошедшую ситуацию и ждите реакции. Описывайте случившееся с использованием нейтральных слов. Продолжайте сохранять нейтралитет и тогда, когда родители бросаются на защиту ребенка.

Если родителей малыша нет рядом, а вам требуется поддержка со стороны взрослого, обратитесь к человеку поблизости, способному стать для малыша авторитетом.

Совет. Если ничего другое не помогает, объясните ребенку, почему его поведение недопустимо. В подавляющей массе случаев замечания хватает, чтобы малыш перестал вести себя неподобающе. Однако помните: наказывать чужого ребенка недопустимо.

Знакомство с общественными туалетами

Приучение к горшку малыша - сложный и долгий процесс. Но освоить домашний горшочек или даже унитаз - дело не хитрое. Общественные туалеты - вот отдельная песня. Как поступать в том случае, если малышу приспичило «пи-пи» или «а-а» вне дома, а носить с собой дорожный детский горшок нет возможности или желания?

Правило первое

Знакомьте малыша с общественными туалетами исключительно в том случае, если он уже отошел от использования подгузников и даже на улицу выходит теперь без него. Если ребенок еще «в подвешенном состоянии» между подгузниками и трусиками, лучше наденьте на него подгузник, выходя из дома. Это безрассудно - ожидать, что кроха, которая едва освоила детский горшок (или даже не до конца освоила), справится с туалетом в общественном месте.

Правило второе

Если приучение к горшку прошло успешно, и малыш перешел на нижнее белье «на постоянной основе», можно постепенно осуществлять знакомство с общественными туалетами. Для начала необходима подготовительная работа: за пару месяцев до того, как впервые отвести ребенка в общественный туалет, посетите оный самостоятельно - будучи при этом с малышом. Пусть кроха увидит, что такое общественный туалет, и поймет, что им пользоваться тоже можно.

Правило третье

Выходя из дома, высаживайте ребенка на горшочек. Не спрашивайте, хочет ли он - в ответ вы услышите «Не хочу» или «Не могу». Посадите кроху на детский горшок без лишних слов и сообщите, что, если у малыша ничего не получится, вы не рассердитесь. В этом случае надежда на успех остается.

Правило четвертое

Общественные туалеты встречаются всякие. И похожие на роскошные люксы, и напоминающие свинарник - до такой степени, что и взрослый не рискнет воспользоваться подобным, не говоря уже о том, чтобы вести туда ребенка. Поэтому, оказавшись в публичном месте, перво-наперво разведайте обстановку. Узнайте, где туалет и в каком он состоянии.

Правило пятое

Ни в коем случае не отправляйте малыша в общественный туалет одного. Ходите вместе с крохой - ведь ребенку может внезапно потребоваться ваша помощь. В том случае, если воспользоваться общественным туалетом для конкретного пола неудобно (когда папа гуляет с дочкой, как вариант), зайдите в туалет для инвалидов.

Совет. Носите с собой влажные салфетки, туалетную бумагу и полотенце - эти вещи крайне пригодятся вам в общественных туалетах.

Если ребенок просыпается по ночам

Малышу исполнилось два-три годика, и из колыбельки он уже давно переведен в детскую кроватку. Однако до сих пор он нет-нет - да и просыпается среди ночи, плачет и зовет вас. Он способен и самостоятельно успокоиться - с помощью соски или пальца, обнимая мягкую игрушку или подушку - но мама и папа по-прежнему нужны малышу, чтобы справиться со страхом окончательно. Эксперты в области педиатрии придерживаются разных точек зрения по поводу того, как вести себя родителям в подобных ситуациях. Приведем парочку из них.

Точка зрения Арнольда Минделла

Справка. Арнольд Минделл - психотерапевт, писатель, основатель процессуально ориентированной психологии.

Минделл утверждает: если постоянно соблюдать режим сна, то внезапные пробуждения и бодрствования малыша среди ночи через пару-тройку недель сойдут на нет. В том же случае, если этот эффект достигнуть не удалось, Минделл советует попробовать следующее: если ребенок просыпается ночью, приходите к малышу, но не оставайтесь надолго, а через некоторое время уходите. Возвращайтесь через пять минут - и снова уходите. Постепенно сокращайте время нахождения в комнате крохи, а время отсутствия наоборот увеличивайте.

Совет. Не приучайте малыша к «зависимому» сну - при включенном свете, приглушенной музыке или после еды. Это выработает у крохи ассоциацию на засыпание - он сможет заснуть исключительно при соблюдении привычных условий. Ассоциация на засыпание вредна тем, что, если ночью ребенок проснется, без света/музыки/еды он уже не уснет.

Точка зрения Ричарда Фербера

Справка. Ричард Фербер - врач, директор Центра педиатрический расстройств сна (Бостон).

Если ребенок просыпается ночью и встает с кровати (и не желает туда возвращаться), Фербер рекомендует попробовать следующий метод. Для начала сообщите малышу, что вы уйдете и закроете дверь, если он немедленно не ляжет в постель. Если предупреждение не возымело действия, выполняйте сказанное - выйдите из комнаты и прикройте за собой дверь. Мало того: держите ее закрытой (но не запирайте!) на протяжении минуты.

Если данная мера не помогла и ребенок не лег, войдите и уложите малыша. Затем снова покиньте комнату и закройте дверь - уже на две минуты. В первую ночь допустимо доводить время закрытия двери до пяти минут. Если ситуация не исправилась, повторите те же действия во вторую ночь, третью, четвертую. Постепенно увеличивайте время закрытия двери, доведя ее до тридцати минут (по максимуму).

В том же случае, если ребенок самостоятельно ложится в детскую кроватку, откройте дверь, похвалите малыша и уходите (не заходя в комнату!).

Совет. Не приводите ребенка к себе в постель. Лучше придите к нему, посидите с малышом рядом (или даже полежите), пока он не отбудет в царство Морфея. Но пусть это случится в детской кроватке.

Точка зрения Томаса Бразелтона

Справка. Томас Бразелтон - педиатр, автор и разработчик шкалы оценки поведения новорожденных, автор научных трудов по педиатрии.

Бразелтон придерживается мнения, что ребенок должен самостоятельно успокаивать себя ночью. Но малышу сложно это сделать, если он полон страхов: ночник отбрасывает зловещие тени, в шкафу обязательно спрятался монстр, а под кроватью засел бабайка. Заранее обсудите страхи малыша, убедите его, что они беспочвенны (перед сном проверьте вместе шкаф, кровать и другие потайные места для монстров), и заверьте, что вы - рядом. Однако ночью, если кроха проснулся и плачет, не спешите к нему - выждите время, не исключено, что ребенок успокоится самостоятельно.

Точка зрения Уильяма Сирса

Справка. Уильям Сирс - педиатр, автор и соавтор книг по беременности, материнству, воспитанию и развитию детей.

Сирс, в отличие от Бразелтона, советует проявлять гибкость и не давать ребенку плакать одному у себя в комнатке. Вместо этого, считает ученый, следует обязательно разобраться, что помешало сну крохи - он проголодался? Увидел кошмар? Ему жарко/холодно? У него грязный подгузник? Сирс рекомендует увеличить привязанность ребенка к маме на протяжении дня, чтобы вечером и ночью в роли утешителя выступал папа. Кроме того, он советует не доставать малыша из кроватки - погладьте его по спинке, успокаивающе поговорите, поцелуйте, но пусть остается в кровати. В отличие от подавляющей массы экспертов, Сирс не против того, чтобы родители брали кроху к себе в постель.

Точка зрения Американской академии педиатрии

Если режим сна малыша нарушен и ребенок просыпается ночью, не ругайте кроху и не разговаривайте с ним. Уложите ребенка в кроватку, когда он устроится поудобнее - уходите. Если он вновь встает/кричит/плачет, повторите те же действия. Сохраняйте спокойствие и настойчивость - скоро малыш поймет, что сдаваться вы не собираетесь. Убедитесь, что крохе не жарко/не холодно, что пижамка не тесная, а мочевой пузырь малыша - не полный. Если ребенок просит оставить приоткрытой дверь или включить ночник - выполните просьбу крохи.

Воспитание без угроз

«Маленькие детки - маленькие бедки», гласит старая поговорка. Так-то оно так, но иногда от этих «маленьких бедок» у родителей дергаются глаза и сводит челюсть. Случается, юные живчики и любознайки так выводят собственных пап и мам, что те волей-неволей переходят к угрозам. Между тем угрозы - не то чтобы слишком эффективный метод. Иногда угрозы, которые мы используем, довольно глупы, а проблема при этом остается по-прежнему нерешенной.

Отказаться от угроз нелегко - они самостоятельно слетают с языка, едва мы открываем рот. Но если вы хотите в действительности изменить поведение ребенка, научить кроху ответственности, дисциплинированности, послушанию - попробуйте прибегнуть к методам воспитания, представленным ниже. Они - чудесная альтернатива угрозам.

Давайте ребенку выбор

Угрозы подрывают чувство собственного достоинства ребенка, заставляют кроху бояться, ведут к бунту. Наоборот - предоставление малышу выбора предотвращает возникновение патовых случаев и учит ребенка самостоятельно контролировать ситуацию. Если кроха достал барабанные палочки и барабанит по вашим ногам, вы вправе угрожающе предупредить: «Не перестанешь - выброшу палочки в окошко!» Но к какому результату приведет подобный пассаж? К затаенной обиде, слезам или демонстративному игнорированию? Гораздо лучше сказать: «Я понимаю, что тебе весело - но мне неприятно и больно, я не хочу, чтобы ты так делал. Что тебе лучше подойдет как барабан - диван или кастрюля?»

Решайте проблемы вместе

Не превращайте в проблему поведение ребенка - а привлекайте малыша для совместного решения проблемных ситуаций. Подобный метод воспитания гораздо лучше угроз ребенку, поскольку учит кроху принимать решения. Так, если вам нужно принять душ, а малыш скандалит, потому что жаждет играть с вами в мячик, не угрожайте и не кричите. Признайте желание крохи, сказав: «Я знаю, как сильно ты хочешь поиграть. Но мне в действительности нужно в душ. Давай вместе подумаем, что нам сделать?»

Не обещайте невыполнимого

В пылу гнева родители иногда бросают ребенку угрозы, которые заведомо не исполнят: «выброшу конструктор в окно», «подарю куклу соседке», «вылью краски в унитаз» и так далее. Если вы напугали малыша подобной угрозой, а потом не сделали обещанное (в том случае, если ребенок вас не послушался), вы дали крохе понять, что ваши слова - пустышка. Он перестанет прислушиваться к тому, что вы говорите, зная наперед, что вы грозитесь в пустоту.
Поэтому, если ребенок не слушается, перестаньте угрожать, а используйте метод последствий - за каждым действием/отсутствием действия идет последствие. Вы просите ребенка прибрать игрушки, а он отказывается или игнорирует просьбу? Спокойно повторите ее снова и объясните: если кроха не уберет игрушки самостоятельно, это сделаете вы - но тогда спрячете их на весь день, и малыш с ними уже не поиграет. Ноль реакции? Выполняйте обещанное. На другой день, возвращая игрушки ребенку, предупредите: если и сегодня он не послушается, когда вы попросите убрать за собой, ситуация повторится.

Признавайте ошибки

Угрозы, вылетевшие изо рта родителей, способны оказаться абсурдными. Слово - не воробей, поймать нельзя - но вовремя извиниться и признать ошибку можно. Если вы в пылу гнева выкрикнули малышу явную глупость - умейте «дать задний ход». Представим ситуацию: вы с малышом совершаете покупки, и ребенок не слушается, а безобразно ведет себя в магазине - бегает по залу, толкает людей, кричит и так далее. На попытки успокоить кроху он не реагирует. Терпение лопается - и вы восклицаете: «Не перестанешь так себя вести - отправишься в машину и останешься там один!» Такая угроза ребенку - явная глупость: вы наверняка знаете, как небезопасно оставлять малышей одних в машине. Поэтому, опомнившись, признайте вину: «Извини, малыш, я погорячилась и сказала глупость. Твое поведение расстроило меня. Если тебе сложно потерпеть, пока я хожу по магазину, давай я отвезу тебя домой - за тобой присмотрит папа/бабушка/няня, а я съезжу в магазин одна. В следующий раз попробуем съездить вместе».

Предупреждайте ребенка

Отправляясь в общественное место вместе с малышом и ожидая от крохи конкретного поведения, заранее сообщите ему об этом. Объясните, куда вы поедете и как вы хотите, чтобы ребенок себя там вел - и почему так, а не иначе. Приехав в пункт назначения, уточните у ребенка, помнит ли он, как вы просили его себя вести. Если малыш ответил правильно, похвалите кроху за чудесную память.

Если же ребенок помнит, о чем его просили, но отказывается так поступать, объясните, что случится дальше. «Если ты сядешь в продуктовую тележку, мы поедем к витрине с шоколадками и ты выберешь себе, что захочешь. Если нет - что ж, мы не сдвинемся с этого места до тех пор, пока ты не выполнишь мою просьбу». Стойте на своем - и кроха сдастся, поняв, что переиграть вас не удастся.

Сохраняйте спокойствие

Когда ребенок не слушается, сложно держать себя в руках: родители - тоже живые люди, и эмоции иногда захлестывают. Однако сохранять спокойствие - верный способ заставить малыша слушаться вас. Дело в том, что угрозы ребенку не ослабляют эмоции крохи - они разжигают их. Наоборот, спокойная реакция приглушает девиантное поведение: малыши иногда ведут себя вызывающе исключительно затем, чтобы посмотреть на реакцию родителей. Реакции нет - баловаться неинтересно. Вы вправе попробовать и систему вознаграждений за пристойное поведение - не исключено, что она принесет плоды.

Прислушивайтесь к ребенку

Иногда проблема девиантного поведения малыша кроется не в том, что это ребенок безобразничает, а в том, что родители завысили ожидания. Если малыш весь день сидел взаперти дома, ему требуется побегать на улице. Не удивляйтесь же безобразному поведению крохи, если вместо прогулки вы тащите его вечером в ресторан. Он физически уже не в состоянии сидеть спокойно! Поэтому прислушивайтесь к ребенку и понимайте, что и в какой момент можно от малыша требовать, а что - нет.

Приучение к горшку: «рабочие» методы

Если вы приучаете к горшку двухлетнего ребенка, заранее приготовьтесь, что данное мероприятие способно затянуться - да и в принципе оказаться нелегким. Как и во всяком другом деле, в ситуации приучения к горшку наличествуют вещи, которые «не работают», и те, что «работают». Как раз о последних и предлагаем сегодня узнать - они помогут вам сэкономить время, силы и нервы.

Подождите, пока ребенок «созреет»

Нет волшебного возраста, достигнув которого, детки чудесным образом легко и безболезненно начинают ходить на горшок. Каждый малыш индивидуален. Развитие крох происходит в собственном темпе (и девочки обычно опережают мальчиков), так что нет ничего удивительного в том, что один ребенок в два года способен делать на детский горшок «а-а» и «пи-пи», а другой «дорастает» до этого навыка через год-полтора. Поэтому верное решение - подождать готовности ребенка (об этом подскажут физические, когнитивные и социальные признаки в поведении малыша). Если вам показалось, что ребенок готов, и вы начали «натаскивать» кроху ходить на горшок, но не встретили понимания на протяжении трех месяцев - отступите. Через две-три-четыре недели попробуйте снова - не исключено, что вторая попытка окажется удачнее.

Совет. Если в семье ожидается событие - переезд, появление второго малыша, свадьба, отпуск, - лучше повременить с приучением к горшку. В ситуации стресса ребенок ходить на горшок не станет.

Составьте план

Перед тем как начать приучение к горшку, подготовьтесь к этому мероприятию. Продумайте - когда и как вы начнете, хотите ли вы применять награды и поощрения (если да, то какие?), как справляться с казусами и так далее - вопросов масса. Вас ничто не должно застать врасплох, поэтому посвятите составлению плана достаточное время.

Приготовьтесь проявлять гибкость. Помните: если ребенок продемонстрировал успешные шаги в начале пути, это не означает, что он и дальше продолжит двигаться столь же благополучно. Иногда прогресс сменяется регрессом, и это нормально - так что стоит запастись терпением.

Совет. Разработав план приучения к горшку, обсудите его с родственниками, которые тоже заботятся о ребенке, и с педиатром малыша. Убедитесь, что они поддерживают вашу придумку, - или дайте им шанс внести некоторые коррективы.

Не торопитесь

Еще раз напоминаем: каждый малыш индивидуален. Одному ребенку в два года требуется три дня на усвоение навыка, другому - неделя, третьему - полгода. Поэтому не торопите кроху, даже если сынок/дочка подруги в этом же возрасте овладел (-а) горшком за сутки. Не сравнивайте собственного малыша с другими детьми. Придет время - и он обязательно научится ходить на горшок.

Хвалите ребенка

Похвала и ободрение положительно действуют на детей и дают им стимул стремиться к результату. Поэтому хвалите малыша каждый раз, когда он воспользуется горшочком - даже если «операция Ы» пройдет не совсем успешно, и половина содержимого мочевого пузыря ребенка окажется на полу. Это неважно - и не заостряйте на этом внимание малыша. Похвалите кроху, скажите, что гордитесь им - но не переусердствуйте: обилие похвалы способно привести к тому, что ребенок начнет бояться неудач и разнервничается перед походом в туалет.

Приготовьтесь к неудачам

Каким бы смышленым и старательным не был малыш, казусы случатся неизбежно. Ни в коем случае не сердитесь и не наказывайте кроху - он еще не каждый раз способен почувствовать, насколько полон мочевой пузырь или кишечник, да и мышцы у малыша развиты еще не так сильно, чтобы постоянно удавалось удерживать рвущееся наружу содержимое. Когда конфуз произойдет, спокойно вымойте пол и ребенка, предложив в следующий раз воспользоваться горшочком.

Альтернатива угрозам

Дети - цветы жизни, но нередко эти юные цветочки доводят родителей до белого каления. Далеко не каждый ребенок «белый и пушистый», некоторые не слушаются мам и пап до такой степени, что те вынуждены угрожать. Угрозы эти у одних родителей безобидные; у других же, особо рассвирепевших, в пылу гнева с языка способно слететь что угодно. Но когда родители кричат на ребенка, путного мало. Как же приструнить малыша и не пожалеть о сказанном? Мы знаем ответ.

Вы хотите

Уложить ребенка в постель.

Вы говорите

«Если ты еще раз встанешь с кровати, я на тебя закричу!»

Что лучше сказать

«Я отведу тебя в кровать, и ты останешься там». Твердое обозначение намерений куда лучше угрозы ребенку.

Вы хотите

Чтобы ребенок поел.

Вы говорите

«Не выйдешь из-за стола, пока не доешь!»

Что лучше сказать

«Не хочешь, не ешь, но помни: это последний прием пищи перед сном» - подобная тактика даст крохе понять, голоден ли он, и принять верное решение. Угрозой ребенку вы ничего не добьетесь - если он сыт, ему элементарно некуда запихивать пищу.

Вы хотите

Чтобы ребенок оперативно почистил зубы и лег в постель.

Вы говорите

«Сию секунду не ляжешь - останешься без сказки на ночь!»

Что лучше сказать

«Это время для кроватки. Скорее умывайся и бежим в постель, тебя ждут увлекательные приключения!» Когда родители кричат на ребенка и угрожают - приятного мало. А вот когда обещают что-то увлекательное и общаются доброжелательно - это скорее возымеет действие.

Вы хотите

Чтобы кроха прилично вел себя в магазине.

Вы говорите

«Хватит бегать! Не визжи! Никакого телевизора тебе на неделю!»

Что лучше сказать

«Помоги маме/папе найти твою любимую ореховую пасту». Такой подход к воспитанию поможет крохе почувствовать себя полезным и отвлечет от негативного поведения. Кроме того, подумайте: когда родители кричат на ребенка, каково этому ребенку? Сомнительно, чтобы такой расклад радовал кроху.

Вы хотите

Чтобы ребенок перестал ныть.

Вы говорите

«Еще раз заскулишь, заберу твою любимую игрушку».

Что лучше сказать

«Я бы хотела услышать тебя, но твой плач не дает мне этого сделать». Это даст малышу понять, что вы интересуетесь им, но не принимаете тон, которым он говорит. Угроза ребенку не принесет плодов - наоборот, еще сильнее расстроит кроху.

Вы хотите

Чтобы ребенок убрался в комнате.

Вы говорите

«Пока не приберешь игрушки, никакого ужина!»

Что лучше сказать

«Мне бы хотелось, чтобы ты прибрал игрушки. Сделаешь это до ужина или после?» Такой подход к воспитанию хорош тем, что он показывает ребенку твердость ваших намерений, но при этом оставляет свободу выбора, и у ребенка нет ощущения, будто ему «навязали» задание.

Вы хотите

Чтобы ребенок не ябедничал.

Вы говорите

«Не желаю общаться с ябедой! Продолжишь - выброшу твой любимый мяч в мусорку».

Что лучше сказать

«Похоже, тебя расстроила старшая сестра. Пойди к ней и объясни, почему». Такой подход к воспитанию демонстрирует ребенку важность налаживания взаимоотношений с другими людьми и учит устанавливать связи самостоятельно, без участия мамы и папы.

Вы хотите

Чтобы ребенок тихо вел себя в машине.

Вы говорите

«Еще раз так сделаешь, я развернусь, и мы поедем домой».

Что лучше сказать

«Мне сложно вести машину. Успокойся, пожалуйста. Я остановлюсь, пока ты не успокоишься». Это чудесная замена угрозе ребенку. Вы обозначаете собственные намерения и четко демонстрируете отношение к поведению малыша.

Если ребенок дерзит

На некотором этапе развития ребенка с подобным сталкивается каждый родитель: в ответ на всякое слово, просьбу или замечание малыш огрызается или дерзит. «Прибери, пожалуйста, игрушки» - «Ни за что»; «Унеси тарелку в раковину» - «Сама неси» … Знакомая ситуация? Еще вчера ласковый и послушный, сегодня ребенок превращается в ежика-колючку. Отчего так происходит, и как вернуть обратно «мягкого и пушистого» кроху?

Почему ребенок дерзит

Эксперты в области педиатрии склонны полагать: дерзость малыша связана не с противным характером крохи. В подавляющей массе случаев ребенок дерзит, потому что таким образом он выражает эмоции: страх/гнев/боль/обиду/разочарование. Ребенок еще не умеет выражать чувства иначе, и ваша задача - как любящего родителя - научить малыша иному проявлению эмоций. Не грубите и не огрызайтесь в ответ, не кричите на кроху и не устраивайте скандал. Подумайте - что способно вызвать подобные чувства у малыша? Что беспокоит ребенка? Помните: проблема не в том, что кроха чувствует, - она в том, как он сообщает об этих чувствах.

Как бороться с грубостью ребенка

Предотвратите дерзость

Проанализируйте, в каких ситуациях ребенок дерзит. Если они повторяющиеся, подумайте, способны ли вы как-то предотвратить проблему. Так, если ребенок грубит, когда вы просите убрать игрушки во время увлеченной игры, попробуйте в следующий раз заранее предупредить малыша о необходимости «сворачивания»: «Через пять минут придут гости, потребуется убрать железную дорогу». А если малыш еженощно вскакивает с постели, потому что «купили дурацкую кровать», разберитесь: не исключено, что кровать вовсе ни при чем, а кроха попросту боится темноты. Дайте малышу фонарик или включите ночник - и проблема решится.

Находите компромиссы

Подумайте: так ли важно спорить с ребенком по поводу и без? Вы достали из шкафа рубашку и ультимативно заявили: «Надевай!», на что малыш устроил бунт? Спросите себя: стоит ли эта рубашка потраченных нервов? В действительности так ли важно, в чем отправится ребенок - даже если вы идете на свадьбу/в церковь/на прием к английской королеве? Куда лучше спокойно сказать: «Не хочешь рубашку? Надевай что хочешь, но разговаривай со мной уважительно».

Наблюдайте за ребенком

Ребенок - это губка. Подумайте, способна ли грубость ребенка оказаться результатом подражания увиденному по телевизору? Не исключено, что подобную манеру поведения кроха принес с улицы или из детского сада. Кроме того, обращайте внимание на состояние малыша в этот момент. Ребенок грубит, когда сильно устал? Или голоден? Или перевозбужден? Эти состояния способны оказывать влияние и на эмоции крохи.

Установите четкие границы

Ребенок должен с малых лет понимать, что говорить разрешено, а что - нет. Если вы не употребляете дома слово «вонючка», а он подхватил его у друзей во дворе - сразу проясните ситуацию. Говорите твердо, четко, но спокойно. Дайте понять малышу, что вы не шутите.

Кроме того, объясните крохе, что далеко не каждую мысль, посетившую его светлую голову, стоит озвучивать. Продавщице в магазине необязательно слышать, что она толстая, а бабушке - что каша невкусная.

Сохраняйте самообладание

Как бы ребенок ни выводил вас из себя - не выводитесь. Не реагируйте слишком остро на слова или поведение крохи. И ни в коем случае не отвечайте грубостью на грубость ребенка. Да и восклицать «Не говори со мной в таком тоне!» тоже бесполезно. Помните: нет способа лучше научить малыша вежливости, чем родительский пример.

Не замечайте дерзость

Когда ребенок дерзит вам, дайте ему понять, что вы сочувствуете его эмоциям, что вы - на его стороне. Пусть малыш осознает - не одобряют папа и мама исключительно метод выражения чувств, но не сами эти чувства. Не спешите ругать и наказывать кроху - в первую очередь обозначьте понимание и принятие эмоций малыша. Если ребенок подумает, что вы не поняли его чувств, он способен «удвоить старания» - чтобы показать, как сильно он расстроен или злится. Не замечайте тон малыша, сосредоточьтесь на сообщении, которое он пытается передать. Продемонстрируйте, что вы друг, а не враг - и попробуйте найти компромисс, который удовлетворит вас обоих.

Предлагайте выбор

Не ставьте ребенка перед фактом («Надевай свитер», «Убери игрушки», «Сложи вещи в корзину») - давайте ему пусть ограниченный, но выбор. Если вы предполагаете, что на требование надеть свитер прозвучит ответ «Не надену!», постройте предложение иначе. Спросите: «Какой свитер наденешь - зеленый или с оленями?» Если уверены, что на просьбу убрать с балкона машинки ребенок устроит истерику, скажите: «Мне понадобится балкон для сушилки белья, и я бы хотела, чтобы ты убрал игрушки. Сделаешь это теперь или после обеда?»

Не употребляйте слова «хорошо» или «ладно»

Так естественно сказать: «Пора идти чистить зубы, ладно?» или «Иди поешь, хорошо?» Но для ребенка это - ситуация выбора. В ответ на «ладно» он с легкостью ответит «Нет!» и продолжит играть. Поэтому стройте предложения правильно, четко давая крохе понять, где «да», а где «нет»: «Пора чистить зубы. Справишься самостоятельно или тебе помочь?»

Предупреждайте и выполняйте предупреждения

Умейте держать слово. Если во время игры ребенок обзывается, предупредите его, что перестанете играть, если он не прекратит бросаться оскорблениями. Если малыш не перестал - сдержите слово, выйдите из игры, несмотря на его слезы и обиды. Оставьте кроху одного и скажите: «Поговорим, когда ты снова превратишься в милого ребенка».

Если вы столкнулись с «выступлениями» и грубостью ребенка на публике, отведите кроху в укромный уголок и объясните, какие последствия способно повлечь за собой такое поведение. Лишение мороженого или телевизора, никаких друзей или детских площадок - решать вам. Если вы требуете от ребенка уважения, покажите, что вы сами уважаете себя настолько, чтобы не терпеть его выходки.

Невысокий рост: проблема ли это

До года подавляющая масса родителей каждый месяц усердно водит ребенка к педиатру. Помимо прочих процедур, там измеряют рост малыша. За ростом папы и мамы ведут пристальное наблюдение - и крайне расстраиваются, обнаружив, что ребенок - невысокий. Однако что означает термин «низкий рост», и проблема ли это в действительности?

Что такое низкий рост

В медицине маленьким ростом у ребенка считается такой рост, который ниже третьего процентиля по росту для деток этого возраста и пола на диаграмме роста малыша. Принято, что ежегодно малыш должен прибавлять в росте на четыре-пять сантиметров. Если этого не происходит (ребенок подрастает на один-два сантиметра), это повод не волноваться, но проконсультироваться с врачом. При этом стоит помнить, что низкорослость не обязательно сигнализирует о проблемах.

Когда маленький рост у ребенка - проблема

Заметив, что ребенок «коротковат», львиная доля родителей впадает в панику. Между тем для этого нет оснований, ведь причина «Дюймовочкиного роста» кроется отнюдь не исключительно в заболевании. Низкий рост малыш способен унаследовать от родителей (или одного из них); кроме того, некоторые детки продолжительное время не растут, лет в 14—15 резко вытягиваясь и перегоняя сверстников. Поэтому не паникуйте - покажите ребенка врачу, а дальше действуйте по ситуации.

Совет. Поводом для тревоги должна обязательно послужить ситуация, когда рост ребенка внезапно замедлился (прежде такого не случалось).

Невысокий рост в действительности способен указывать на проблемы со здоровьем. Доктор осмотрит малыша и заключит, болен ли он. Среди заболеваний, влияющих на рост ребенка, встречаются следующие: проблемы с щитовидной железой; дефицит гормона роста; целиакия; анемия; синдром Тернера; болезнь Кушинга. Последние три заболевания - хронические; помните: каждый хронический недуг способен замедлить рост ребенка.

Действия доктора

Случается, проблемы со здоровьем (да и с ростом тоже) передаются генетически. Поэтому не удивляйтесь, когда врач начнет подробно расспрашивать вас, собирая семейный анамнез. Вас спросят и о росте (хотя бы неточном) бабушек и дедушек, и о том, имелись ли в семье низкорослые, - не говоря уже о весе и росте малыша в предыдущие месяцы/годы (если у доктора этих данных еще нет).

Не исключено, что крохе придется сдать анализ крови и пройти иные лабораторные тесты. Отведут малыша и на рентген запястья или кисти - врач посмотрит, сформировались ли кости ребенка так, как положено в его возрасте. Если доктор решит, что проблема носит гормональный характер, вас направят к детскому эндокринологу (врач по гормонам и железам). Тот проведет специальный тест на анализе крови, чтобы выяснить, нормальный ли уровень гормона роста в крови у малыша. По результатам наблюдения медики примут решение о дальнейших действиях.

Ранее Ctrl + ↓