Подписка на блог

Customize in /user/extras/subscribe-sheet.tmpl.php.

Sample text.

Twitter, Facebook, VK icon VK, Telegram, Google Plus, LinkedIn, Odnoklassniki, Pinterest, РСС JSON Feed

Sample text.

ООО "МДИ" - производство развивающих игрушек

Приучение к горшку от А до Я

Подавляющая масса родителей с нетерпением ждет того светлого дня, когда ребенок научится ходить на горшок. Это в действительности отчасти упрощает жизнь папам и мама, однако некоторые родители и не подозревают, насколько трудоемким и энергозатратным способно оказаться приучение к горшку. Чтобы ожидания соответствовали реальности, родителям требуется четко понимать каждую деталь процесса - и не ждать от ребенка невыполнимого.

А. Оцените готовность ребенка и собственную

Некоторые родители начинают муштровать кроху, когда тому исполнится два года (а некоторые - и того раньше), однако отдельные детки не готовы проситься на горшок до трех и даже четырех лет. Раннее высаживание на горшок не ускорит приучение к оному - наоборот, замедлит.

Помните: мальчики осваивают горшок медленнее девочек; вторые и последующие дети - оперативнее, чем первенцы.

Кроме того, это чревато стрессом ребенка. Поэтому следите за малышом - если он выказывает конкретные физические, поведенческие, когнитивные признаки готовности (самостоятельно снимает и надевает штаны, сообщает о желании пойти в туалет, способен оставаться сухим два-три часа и так далее), вы вправе начинать приучение к горшку. Но, опять-таки, не спешите - не давите на ребенка, это контрпродуктивно и ничего благоприятного не принесет. Подготовьтесь к тому, что выработка привычки ходить на горшок займет у малыша время - и это время вы должны обязательно посвящать ребенку. Так что если вы перегружены работой и свободного времени у вас мало, оставьте приучение к горшку до поры до времени.

Совет. Не начинайте приучение к горшку, если в семье ожидается событие, которое повлияет на привычный уклад жизни ребенка (появление братика/сестренки, переезд, отпуск, свадьба и так далее).

Б. Купите детский горшок

Вы вправе выбрать из двух вариантов - обыкновенный детский горшок (их масса видов продается в детских магазинах) или специальное детское сиденье-накладка на унитаз. Определитесь, что лучше подойдет ребенку, и приобретите такую вещь.

Совет. Если вы остановили выбор на сиденье для унитаза, не забудьте купить табуреточку, чтобы малыш самостоятельно залезал на сиденье и спускался с него.

Дома напишите несмывающимся маркером на горшке имя крохи и предложите ребенку «познакомиться» с новой вещью - поиграть с горшком.

Совет. Чтобы вызвать у ребенка интерес и научить кроху проситься на горшок, покажите малышу видео или книжку с картинками, наглядно демонстрирующими суть манипуляций.

В. Дайте ребенку привыкнуть

Прежде чем ребенок научится проситься на горшок, ему требуется привыкнуть к новой вещи. Начните с того, что высаживайте кроху на горшок один раз в день и одетого. Таким образом он привыкнет к горшку и станет постепенно воспринимать его как часть повседневной жизни. Затем переходите к следующему этапу - пусть приучится сидеть на горшке с голой попой.

Важно. Если сидение на горшке (одетым или с голой попой, неважно) расстраивает малыша, не настаивайте и не удерживайте кроху силой. Отложите приучение к горшку на пару неделек. Приступая снова, удостоверьтесь, что сидеть на горшке малышу комфортно.

Г. Покажите собственный пример

Ребенка лучше учить примером - и приучение к горшку не исключение. Чтобы ребенок научился ходить на горшок, ему требуется понять, «как работает» эта штуковина. Если у ребенка есть старший брат/сестра, подключите их к данному процессу. Малышу полезно увидеть, как другие дети, близкие ему по возрасту, демонстрируют навыки, которые он пытается освоить.

Д. Поощряйте стремления ребенка

Поощряйте ребенка ходить на горшок, когда он чувствует позыв отправиться в туалет. Помогайте, если крохе требуется помощь в снимании/надевании штанов (если можно, пусть кроха бегает по дому голопопым - чем меньше отвлекающих факторов, тем скорее малыш освоит навык). Следите за невербальными сигналами крохи (если проситься на горшок он еще не умеет): сжимание ног, прыжки на месте и так далее. Время от времени напоминайте малышу о существовании горшочка.

Совет. Если малыш неспособен сидеть на месте столько, сколько требуется, чтобы освободить мочевой пузырь/кишечник, отвлеките внимание ребенка разговором/почитайте книжку/спойте песенку.

Поощряйте ребенка, когда у него получится воспользоваться горшком по назначению. Он поймет, что содержимое горшочка - его собственное достижение, и это стимулирует кроху на дальнейшие попытки. Однако не превращайте удачную попытку малыша в нечто сверхъестественное - под прицелом пристального внимания кроха смутится и разнервничается.

Е. Приобретите тренировочные штаны

Такие штаны полезны тем, что ребенок учится снимать и надевать их перед посещением туалета. Они дают ощущение дискомфорта, если вдруг у крохи случился конфуз (а подобные происходить непременно станут). Тем не менее на ночь по-прежнему пользуйтесь подгузниками - пока ребенок не станет уверенно и постоянно проситься на горшок.

Ж. Стоически относитесь к неудачам

В вопросе приучения к горшку неудач не избежать. Относитесь к этому философски. В подобном нет ничего страшного - ребенок еще слишком мал, чтобы уметь постоянно контролировать собственный организм. Ни в коем случае не ругайте ребенка, не наказывайте его, если случится конфуз. Запаситесь тряпочками и салфетками, спокойно вытрите лужицу и предложите крохе в следующий раз воспользоваться горшочком. Малыш должен обязательно понимать: даже если у него не вышло воспользоваться горшком, мама/папа не станет любить его меньше.

З. Начинайте ночные тренировки после овладения горшком днем

Даже когда малыш научился ходить на горшок и успешно применяет новый навык на протяжении дня, ночью он способен легко описаться - потому, что организм крохи еще не слишком зрелый, и ребенок не может самостоятельно проснуться ночью, чтобы воспользоваться горшком. Поэтому, решившись перейти к ночным тренировкам (помните - ночью писать в постель дети продолжают и до пяти лет!), надевайте на ребенка тренировочные штаны или подгузник (или подкладывайте под простыню клеенку). Поднимайте ребенка, чтобы высадить его на горшок. Когда малыш научится самостоятельно просыпаться, реагируя на позывы мочевого пузыря, объясните, что он может (если потребуется) позвать вас на помощь. Поставьте горшочек рядом с кроваткой крохи, чтобы малышу не приходилось далеко бежать.

Совет. Давайте ребенку перед сном пить меньше жидкости.

Как заставить ребенка питаться правильно

Проблема правильного питания касается подавляющей массы семей. Крайне сложно объяснить маленькому ребенку, который руководствуется в выборе блюда в первую очередь вкусовыми качествами (а вкусно ребенку то, что сладко/жирно и так далее), что требуется употреблять здоровую пищу. Малыша мало трогает, что полезные продукты дадут ему энергию, необходимую для роста и развития, - между тем это в действительности так, и потому крайне важно, чтобы рацион крохи включал как можно больше здоровой пищи.

Содействовать правильному питанию малыша допустимо несколькими способами. Они представлены ниже.

Вовлеките ребенка в планирование меню

Предложите малышу поучаствовать в составлении меню на день/неделю. Пусть внесет собственные варианты. А отправляясь в продуктовый магазин и думая над списком покупок, попросите кроху помочь вам. Пусть составит собственный перечень, а затем вы можете вместе обсудить оба получившихся списка и из них скомпоновать один.
Когда пойдете в магазин, берите малыша с собой. Доверьте крохе нести список покупок, и пусть подсказывает вам, если вы что-то забыли. Курсируя по магазину, совершите парочку незапланированных покупок и дайте ребенку решить, что конкретно вы купите (из разряда: «Давай купим фрукты, что тебе хочется - персики или манго?»; «Вон полочки с консервами, возьми кукурузу или горох - на выбор»).

В рамках поглощения полезных продуктов заведите привычку раз в неделю пробовать новый фрукт или овощ (это касается в большей степени ребенка, нежели родителей, но те вольны показать малышу пример). Однако помните: львиная доля детей настороженно относится к новому, в том числе в еде, и не прикоснется к продукту, пока не предложить последний раз двести.

Совет. Если ребенок дорос до относительно сознательного возраста, заведите тетрадочку, куда кроха станет самостоятельно записывать количество поглощенной здоровой пищи. Разлинуйте тетрадь на столбики - мясо/молоко/фрукты/ овощи и так далее. Пусть малыш каждый день записывает, сколько и чего он съел. Это приучит ребенка вдумчиво относиться к собственному здоровью и преподаст основы правильного питания.

Поощряйте помощь малыша на кухне

Собираясь на кухню, предложите ребенку составить вам компанию. Пусть намазывает масло на хлеб или кетчуп на основу для пиццы, моет овощи или рвет салат. Даже маленькому помощнику найдется дело по возрасту!

Создавайте веселые блюда

Необычно и оригинально украшенные блюда заинтересуют малыша и вызовут желание съесть, не разбираясь, полезные продукты в тарелке или «бесполезные». Этим легко воспользоваться в «корыстных» целях. Смастерите забавную коровью мордашку из яиц, моркови и оливок. Такой подход повеселит малыша и разбудит аппетит.

Выращивайте фрукты и овощи самостоятельно

Исследования неоднократно показывали: дети куда охотнее едят те полезные продукты, что выросли дома. Поэтому, даже если вы живете в квартире, организуйте мини-сад на подоконнике. Посадите кустик помидоров или огурцов. Ребенок сможет постоянно наблюдать за ростом овощей - и это мотивирует малыша на то, чтобы съесть их.

Если дома выращивать здоровую пищу не вариант / нет желания, договоритесь об экскурсии во фруктовый сад или на ферму (если поблизости таковая имеется). Пусть малыш своими глазами увидит, откуда берется еда.

Совет. Не заставляйте ребенка съесть все на тарелке до последней крошки. Пусть он сам решает, когда прекратить трапезу.

Внимательнее с соками

Некоторые родители-сторонники правильного питания, будучи не в состоянии впихнуть в ребенка овощи и/или фрукты (отдельные дети даже фрукты не приемлют), находят компромисс в виде сока. Это тоже вариант, однако обращайте внимание на состав сока. Предлагайте ребенку исключительно натуральный качественный сок, где меньше сахара, но хватает питательных веществ. Некоторые соки обогащены кальцием и витамином D, что чудесное подспорье в том случае, когда ребенок отказывается пить молоко.

Помните: обилие сока способно вызвать ожирение и привести к кариесу, а потому соблюдайте меру в поглощении сока малышом. Предлагайте крохе воду, когда он захочет пить. Еще вариант - смешать воду с соком.

Переработайте полезные продукты

Из овощей и фруктов может легко получиться смузи. Вам потребуется исключительно блендер, а усилия обязательно окупятся, когда дети придут в восторг от освежающего напитка. Кроме того, переработать здоровую пищу допустимо и иными способами. Как вариант, выбрать не свежие, а замороженные и/или консервированные фрукты.

Тофу, сваренный вкрутую яичный белок и сливочный йогурт обогатят организм малыша клетчаткой и кальцием, а хлеб можно легко употреблять в пищу вместе с ломтиками овощей или фруктов. Или намажьте хлеб кабачковую икру - и вкусно, и полезно!

Совмещайте приятное с полезным

Некоторые родители практикуют такой метод: они втихую подмешивают в любимое блюдо малыша полезные продукты - в основном овощи. Делают они это, превращая добавляемый продукт в гомогенное пюре. Мнения экспертов по этому вопросу разделились: одни считают, подобный метод оправдан, другие говорят: ребенок почувствует себя преданным, когда обман вскроется (а такое обязательно произойдет). Эти ученые советуют говорить детям правду или полуправду - скажите, что сегодня на ужин особые макароны по древнему рецепту - с сыром и брокколи. Наверняка малышу захочется узнать, каков этот «древний рецепт» на вкус.

Совет. Не используйте сладкое для поощрения и не отнимайте его в виде наказания.

Найдите альтернативу фастфуду

Дети обожают фастфуд, однако правильным питанием таковое не назовешь - слишком жирные да сладкие (вы даже не представляете, сколько сахара в фастфуде!) эти гамбургеры да картошка фри. Одна булочка из «Макдональдса» вреда не принесет, но, если возможен выбор между фастфудом и здоровой пищей, выберите последнюю. Если уж ребенку совсем невмоготу - так хочется вредной пищи, - сварганьте гамбургеры самостоятельно. Домашний фастфуд лучше покупного. В любом случае, ограничивайте потребление малышом подобной пищи одним разом в неделю. Кроме того, предлагайте крохе бартер: съешь гамбургер, а потом банан. Или: куплю тебе фри, а ты съешь помидор.

Подавайте пример

Помните: ребенок учится на примере, в том числе (и в первую очередь) на родительском. Если вы хотите внедрить правильное питание в жизнь ребенка, вы должны и сами питаться здоровой пищей. Если же ребенок видит, что вы не употребляете в пищу молоко и овощи, зато за обе щеки уписываете жирное и сладкое, как ему верить в то, что вы проповедуете?

Совет. Принимайте пищу всей семьей и без телевизора.

Как помочь ребенку завести друзей

До поры до времени малышу комфортно играть одному. Он даже не представляет, как это - играть в компании. Но с возрастом взгляды крохи на мир изменяются - в том числе его начинают интересовать другие дети. Некоторые ребятишки, что побойчее, мигом заводят друзей, иные, стеснительные и нерешительные, испытывают сложности. И таким деткам как раз и требуется помощь мамы и папы.

Не отмахивайтесь: у ребенка и без того хватает общения. Даже если это в действительности так и у малыша полон дом родственников, с которыми он охотно взаимодействует, общение со сверстниками крайне важно для крохи. Это способ для ребенка уяснить некоторые социальные правила, «работающие» при совместных играх; это шанс приобрести уверенность, самостоятельность, научиться решать проблемы и отвечать за товарищей. Поэтому, если малышу сложно самостоятельно найти новых друзей, помогите крохе на этом нелегком пути. Но помните: не ломайте и не переделывайте личность малыша - застенчивого по природе ребенка отнюдь не стоит переделывать в экстраверта. Задача родителей - организовать такие условия, в которых ребенок почувствует себя комфортно для общения со сверстниками. И как раз об этом мы и поговорим далее.

Устройте день игр

Эксперты утверждают: день игр предоставляет ребенку стартовый «социальный блок», и, если родители сделают все правильно, малышу захочется играть со сверстниками снова и снова. Что требуется от родителей - так это продвигать позитивное, положительное отношение к подобному мероприятию.

Итак, если вы озабочены - как завести друзей малышу, позовите детей в гости. Нет ничего проще для того, чтобы наладить общение. Начните с одного или двух ребятишек, которых ваш малыш уже знает хотя бы слегка. Не стоит в первый же раз зазывать домой дворовую ораву из пятнадцати человек - не исключено, что ребенок зажмется и вообще не выйдет к гостям. По этой же причине не зовите незнакомых детей.

Совет. Чтобы крохе оказалось легче налаживать общение со сверстниками, регулярно играйте вдвоем с малышом. Это формирует у ребенка стиль взаимодействия с другим человеком.

Педиатры и психологи рекомендуют выбрать для первого дня игр малышей, которые того же возраста, что и ваш - или чуть старше. Младшим ребятишкам в первый раз отдавать предпочтение не следует. Сразу же регламентируйте посещение: час или два, этого с лихвой хватит для первой игры.

Заранее продумайте, во что поиграют дети. Задача - обеспечить комфорт собственному ребенку, а потому позаботьтесь о наличии тех игр, которые нравятся малышу. Кроме того, помните: дети не любят делиться (к тому же тем, что дорого сердечку), а потому запасите материал для игр (в том числе карандаши, листы, пластилин и так далее) в соответствующем количестве.

Не оставляйте детей наедине, решив, что знакомство прошло удачно и теперь они мирно поиграют вместе. Если крохи знакомятся и впервые играют тет-а-тет, присутствие взрослого обязательно. При этом вам вовсе не требуется участвовать в игре - наблюдайте со стороны. Таким образом вы дадите собственному ребенку ощущение безопасности, спокойствия и «надежного тыла», при этом сумеете вовремя вмешаться, если назреет конфликт.

Совет. Для привыкания ребенка к другим детям / другому малышу проводите подобные игровые дни с одним и тем же ребенком (или детьми) регулярно - как вариант, раз в неделю или две. Если ребятишки благополучно играют дома, попробуйте устроить очередную встречу на природе. Когда ребенок настолько сдружится с этими детьми, что станет, не дожидаясь вас, убегать им навстречу, переходите к следующему шагу: оставьте малыша в гостях у новых друзей без вас (на короткое время - час или два).

Заведите четвероногого друга

Если ребенок никак не идет на контакт со сверстниками и вы не представляете, как завести друзей для маленького интроверта, обратите внимание на… животных. Игра с пушистиками требует социального взаимодействия, однако не представляет угрозы - в отличии от потенциальных новых друзей. Психологи убеждены: домашний питомец - чудесный способ для ребенка раскрыть собственные чувства, ощущая при этом себя в безопасности. Кроме того, четвероногий друг способен помочь ребенку найти новых друзей - дети любят животных, и, если малыш выйдет с песиком или котиком погулять в парк, его окружат ребятишки, желающие погладить пушистика.

Совет. Прежде чем заводить любимца, убедитесь, что ребенок готов хотя бы частично заботиться о четвероногом друге.

Показывайте пример

Дети учатся на примерах, поэтому продемонстрируйте малышу, что общение со сверстниками - весело и интересно. Посмотрите вместе с крохой мультфильмы и детские фильмы о дружбе, почитайте книжки о верных друзьях (таких масса и среди российской, и среди зарубежной литературы). Кроме того, смоделируйте для ребенка образец крепкой дружбы - пригласите в гости собственных старых друзей. Если у них есть дети, чудесно - проведите встречу двух поколений.

Дружелюбно разговаривайте по телефону, общайтесь в магазине, на улице, в ресторане. Пусть кроха увидит, что делать первый шаг в разговоре - нестрашно.

Практикуйте навыки общения

Чтобы ребенку легко давалось общение со сверстниками, требуется научить малыша общаться. А потому не повредят маленькие тренировки. Так, отправившись в магазин вместе с ребенком, попросите кроху рассчитаться на кассе - пусть поздоровается с продавцом, протянет деньги и скажет, что ему нужно. В транспорте пусть малыш передаст деньги за проезд, в ресторане - сделает заказ. Помните: сразу ребенок подобного задания выполнить не сможет. Не давите, а медленно, мягко уговаривайте - через время лед тронется.

Кроме того, вы вправе поиграть с малышом в ролевые игры. Для этого воспользуйтесь марионетками (либо изображайте самостоятельно другого ребенка). Воспроизведите ситуацию, в которой ребенок стесняется (допустим, зайти в песочницу, когда там играет другой малыш). Изобразите ребенка в песке, а кроха пусть думает над тем, как начать разговор, чтобы присоединиться.

И не надо завышенных ожиданий. В первые два-три года жизни нормально - стесняться и испытывать сложности при общении, нормально - играть бок о бок с другими детьми, но по отдельности, а не вместе. Однако если трехлетний ребенок не смотрит в глаза, чрезвычайно замкнут, боится ходить на игровую площадку/в детский сад - поговорите с лечащим врачом малыша.

Как узнать, когда ребенок нуждается в помощи с речью

Малыш постепенно начинает радовать маму и папу тем, что произносит осмысленные слова. Первое время понять кроху сложновато - на этом этапе развития речь ребенка похожа на инопланетную, а не на человеческую. Кроха путает слова, делает грамматические ошибки - но со временем ситуация выправляется. А если нет?..

Признаки проблем с речью

Эксперты в области раннего образования сообщают - речь ребенка требует корректировки, если:

  1. Малыш крайне расстраивается, потому что его не понимают.
  2. Кроха вынуждена повторять помногу раз, прежде чем его поймут.
  3. Ребенку сложно общаться со сверстниками и заводить друзей (на данном этапе развития с этим у малыша проблем возникать не должно).
  4. Малыш отказывается говорить, потому что стесняется/расстраивается.
  5. Кроха не любит рассказывать истории.
  6. Малыш морщится, когда говорит, и испытывает сложности при произношении конкретных звуков.

Совет. При первых сомнениях относительно речи ребенка на данном этапе развития обратитесь к педиатру или посоветуйтесь с воспитателем крохи в детском садике.

Помните: проблемы с речью у ребенка отнюдь не означают, что ребенок станет с трудом учиться в школе. На развитии малыша подобное никак не отражается. Однако важно поставить в известность воспитателя ребенка и/или педиатра, чтобы скорректировать данный вопрос и помочь ребенку преодолеть проблему.

Совет. Проблемы с речью легко обнаружить в раннем возрасте. И чем скорее устранить эти проблемы, тем лучше для малыша.

Горшочные тренировки: что не работает

В каком бы возрасте вы ни начали приучение к горшку, помните: не обязательно вам удастся провернуть данное мероприятие с первого захода. В «горшочном» деле, как и во всяком другом, немало собственных тонкостей и нюансов - с которыми лучше познакомиться до начала занятий. Формулируйте цель верно: не переживайте, как приучить к горшку ребенка (он научится - разве вы знаете взрослых, ходящих в подгузниках?), сосредоточьтесь на другом - как сделать это безболезненно для малыша?

Ниже приведены некоторые рекомендации, как не надо делать, приучая ребенка ходить на горшок. Воспользуйтесь этими советами - и тогда, не исключено, приучение к горшку покажется вам легким и даже приятным занятием.

Не начинайте слишком рано

Начинать приучение к горшку нужно, ориентируясь на собственного ребенка, а не на возраст малыша («Ребенку уже два! Пора!») или детей подружек («У подруги дочка в полтора уже стала самостоятельно ходить на горшок, пора сына тоже приучать»). Каждый ребенок развивается индивидуально, и нет волшебного возраста, в котором малыш поймет назначение горшка. Один ощутит готовность в два года, а другой - в три, и это нормально. Если же вы поторопите кроху, то приучение к горшку не ускорится - наоборот, затянется. Ориентируйтесь на малыша: физические, когнитивные и поведенческие изменения в поведении крохи подскажут вам, что ребенок готов узнать, как пользоваться горшком.

Помните: потребуется запастись терпением, поскольку на приучение к горшку может легко уйти до трех месяцев. Однако если по прошествии этого времени малыш по-прежнему не овладел данным навыком, отступите и вернитесь к вопросу через некоторое время.

Не начинайте в неподходящее время

Некоторые родители, слишком озабоченные вопросом, как приучить к горшку кроху, не обращают внимания на сопутствующие факторы, которые требуется учитывать при приучении к горшку. Так, во время стресса подобное мероприятие обречено на провал - ходить на горшок малыш априори не станет. Дело в том, что стресс способен появиться отнюдь не из-за расстройства или происшествия. Его вызывают к жизни и благополучные ситуации - появление в семье второго ребенка, поездка на море или к бабушке в деревню, покупка новой квартиры и так далее. Подавляющая масса родителей не принимает во внимание тот факт, что изменение привычного уклада жизни малыша (а детям крайне важна стабильность!) влияет на самочувствие крохи. Поэтому, если вы планируете такие или подобные события, повремените с приучением к горшку.

Не давите на ребенка

Если малыш заинтересовался горшком, это здорово. На наберитесь терпения, не впадайте в ажиотированное состоянии. Иногда родители в нетерпении подгоняют малыша, но делать так не следует. Кроха попросту разнервничается и забудет, чему его учили. Он станет бояться расстроить родителей, зажмется - и вы создадите в голове маленького человечка серьезную психологическую проблему. Пусть малыш осваивает горшок в том темпе, в котором ему комфортно - и никакого давления, а исключительно поддержка со стороны папы и мамы.

Не ожидайте от малыша слишком многого

Ребенок стал самостоятельнее - это факт, но он по-прежнему малыш, который еще не в состоянии быть полностью ответственным за тот или иной поступок. Это касается и «мокро-грязных» дел. Некоторые родители, научив ребенка ходить на горшок, «умывают руки» и ждут, что теперь малыш самостоятельно добежит до горшочка, захотев в туалет. Это в корне неверно. Маленькие детки умеют сильно увлекаться игрой - и, будучи увлеченными, они способны не обращать внимания на позывы собственного организма. Подобное же грозит окончиться мокрыми штанишками или запорами.

Поэтому, даже если приучение к горшку прошло благополучно, не расслабляйтесь. Следите, чтобы ребенок вовремя ходил в туалет, и, если он долго не делал «а-а» и «пи-пи», напоминайте крохе об этом.

Не наказывайте ребенка

Если у малыша не получается сходить в горшочек; если у него случился конфуз; если произошло другое ЧП - ни в коем случае не ругайте и не наказывайте кроху. Неудачи естественны, а наказание отнюдь не принесет плодов положительных. Таким образом вы добьетесь одного: малыш станет бояться, а это тоже не приведет ни к чему хорошему. Поэтому как бы вас ни расстраивали неудачи, запаситесь терпением и окружите малыша любовью и лаской - это лучшее, что вы способны сделать.

Как определить, нравится ли ребенку ходить в садик

//Подавляющая масса деток в нашей стране посещает дошкольные учреждения. Одни малыши ходят в государственные садики, другие - в частные. Однако вне зависимости от того, бюджетно или платно пристроен ребенок, посещение садика способно вызывать у крохи гамму чувств - и положительных, и отрицательных.
Каждому родителю хочется, чтобы в садике крохе было комфортно - но на практике подобное, увы, встречается не постоянно. Мало того: иногда дети, не желая огорчать папу с мамой, не признаются в истинных чувствах касательно пребывания в дошкольном учреждении. Как же определить, счастлив ребенок в детском саду - или нет?//

Совет. Если первые пару недель посещения детского сада малыш кажется несчастным, не беспокойтесь - крохе требуется время на адаптацию.

Как узнать отношение ребенка к детскому саду

Посетите группу

Раз в неделю на 30—60 минут зайдите в группу малыша и посмотрите, что там происходит. Вы увидите, как воспитатель взаимодействует с детьми, выясните, какие отношения у малыша с другими ребятишками. Побеседуйте с воспитателями, с заведующей, чтобы получить мнение со стороны относительно роли ребенка в коллективе.

Спросите ребенка

Даже у неразговорчивого ребенка возможно исподтишка узнать важную информацию. Задайте малышу парочку несложных вопросов: играли ли вы сегодня? Кто твой лучший друг в детском саду? Тебе нравится учитель? Чем вы сегодня занимались? Если малыш нервничает, отделывается односложными ответами о посещении детского сада или отказывается отвечать - это сигнализирует о проблеме. Если ребенок счастлив в саду, он без утайки выложит вам массу информации - в том числе и то, о чем вы не спрашивали.

Признаки, что ребенок несчастлив в саду

  1. Перед посещением садика у малыша постоянно болит живот. Такое случается, но не ежедневно. Постоянно повторяющийся недуг свидетельствует, что не все так гладко.
  2. Нервозность. Сюда относятся: привычка грызть ногти/сосать палец, дергание себя за волосы, недержание мочи.
  3. Отказ говорить о детском саде и заметная нервозность, когда вы начинаете беседу на эту тему.
  4. Прямой отказ идти в сад.
  5. Страх перед посещением детского сада.

Проблемы с дисциплиной? Решение есть!

Кажется, что исключительно ваш ребенок - непоседливый, непослушный, иногда хулиганистый - в то время как остальные дети - тихие и скромные? Такое мнение складывается у львиной доли родителей, но оно ошибочно. Каждая семья рано или поздно сталкивается с проявлениями девиантного поведения малышей - одни в меньшем объеме, другие - сильнее. Тем не менее каждая мама и каждый папа способны озвучить список пунктов из десяти, с которыми они устали бороться - или даже не представляют, как это сделать. Специально для вас, дорогие уставшие родители, мы предлагаем подборку из десяти распространенных проблем поведения детей 2—4 лет и пути решения этих наболевших вопросов.

Ребенок обижает брата/сестру

Это не редкость, и отнюдь не обязательно, что проявляет девиантное поведение старший малыш. Случается наоборот: как раз младший ведет себя безобразно по отношению к старшему братишке или старшей сестренке. Он способен бросаться вещами, царапаться, кусаться, выдирать волосы и так далее, чтобы добиться желаемого - игрушки ли в руке брата/сестры или места на диване, занятого другим. Порой тычки достаются «жертве» ни за что, без повода. На первом этапе вы вправе воздействовать на хулигана просьбами/угрозами/разговорами/тайм-аутом/наказанием. Однако что делать, если перепробовали все, а толку нет?

Попробуйте проанализировать собственные действия. Не делаете ли вы что-то такое, что заставляет ребенка вести себя подобным образом? Не уделяете ли вы другому малышу львиную долю внимания, не чувствует ли ребенок с девиантным поведением себя «лишним», не ревнует ли он? Эксперты поясняют: дети 2—4 лет не причиняют боль намеренно, подобная проблема поведения вызвана фактором «со стороны» - и не исключено, что это как раз ревность. Постарайтесь окружить задиру заботой и вниманием (не ущемляя при этом второго ребенка). Покупайте одинаковые игрушки малышам, чтобы не было поводов для ревности и обид. И внимательно следите за поведением маленького забияки - чуть завидев признаки «надвигающейся бури», поспешите удалить ребенка «с поля брани».

Совет. Скажите ребенку с девиантным поведением, что вы понимаете и разделяете его гнев (этим вы поставите себя по одну сторону с крохой), но бить брата/сестру нельзя. Предложите вместо этого выпустить гнев безопасным способом: побить подушку или плюшевого медведя.

Ребенок не выполняет просьбы с первого раза

Еще одна проблема поведения - игнорирование просьб. Приходится по десять раз звать к столу, потому что малыш не в состоянии оторваться от игрушки, напоминать о времени отхода ко сну, контролировать чистку зубов - потому что по дороге в ванную ребенок способен внезапно увлечься валяющимся на проходе лего и забыть, куда и зачем шел. О самостоятельности в данном случае говорить не приходится - тотальный контроль со стороны мамы и папы и натуральная «мозоль на языке» у них же.

Попробуйте решить данную проблему поведения с помощью предварительных приготовлений. Если по утрам подобные сборы ребенка занимают колоссальное количество времени, из-за чего вы опаздываете на работу, а малыш - в сад, встаньте пораньше и подготовьте для крохи необходимое. Выложите зубную щетку и пасту, достаньте колготки/штаны из шкафа, поставьте рюкзачок у двери. Или делайте приготовления с вечера - если ранний подъем вызывает у вас отторжение.

Совет. Выберите подходящее время, когда ребенок тих и спокоен, и спросите у него: «Что сделать, чтобы ты вовремя собирался?»

Поставьте себя на место ребенка. Не исключено, что девиантное поведение не при чем - а у малыша такой склад характера, и ребенок делает все от него зависящее. Попробуйте подстроиться под темп ребенка, синхронизируйтесь с крохой. Помните: ворчанием и «наездами» вы ничего не добьетесь, такие методы работают в обратном направлении.

Еще один забавный «армейский» способ - установите таймер. Почему армейский? Потому что солдаты в армии одеваются за минуту - вот и ребенок пусть попробует собраться/одеться/убрать игрушки/вычистить зубы за отведенное время. Через пару-тройку дней малыш уложится в срок.

Врушка-хвастунишка

Подобная проблема крайне распространена среди детей 2—4 лет. Они любят хвастаться родным, друзьям и знакомым - причем сообщая то, чего в действительности не происходило. «У меня черный пояс по карате!» - хвастается ребенок, ни разу секцию карате не посещавший. «Я в Париже Новый год встречал!» - вторит другой, дальше местного озера никуда ни разу не выезжавший.

Не ругайте ребенка за ложь и хвастовство. Подобное поведение указывает на низкую самооценку малыша. Он хочет в глазах окружающих казаться круче и лучше - не исключено, что завидует другим детям, которые богаче или удачливее его. Малышу и без того грустно, не усугубляйте состояние крохи криком и наказанием. Попробуйте наоборот сопереживать ему. Скажите: «Черный пояс по карате - это так здорово. Это серьезное достижение. Хочешь, чтобы мечта осуществилась?» или «В Париже, должно быть, увлекательно. Начнем копить на поездку вместе?»

Установите с ребенком связь. Он хочет произвести впечатление, потому что думает: так его сильнее полюбят. Объясните, что вы любите кроху любым. Акцентируйте внимание малыша на том, что он умеет делать - лепить из глины, рисовать, танцевать. Хвалите ребенка за успехи в этих областях - так вы поднимете самооценку крохи.

Ребенок не слушается

Среди детей 2—4 лет распространена и такая проблема поведения, что зовется непослушанием. Малыш назло делает то, что родители запретили. Сказали не стучать по столу ложкой - стучит сильнее, велели не разбрасывать носки - разбросал с демонстративным видом. В данном случае требуется твердо, четко и обязательно спокойно говорить с ребенком: «Я просила тебя не стучать по столу». Если действие продолжается, таким же ровным голосом предупреждайте о последствиях: «Если это повторится еще раз, я отберу ложку/выведу тебя из-за стола». Ребенок не послушался - выполняйте обещанное (это главное - умейте отвечать за собственные слова! Некоторые родители горазды обещать, а выполнить угрозу не способны - и ребенок понимает это).

Совет. Предложите малышу разумный выбор: «Хочешь поиграть в настольную игру за столом или побарабанить на улице?»

Ребенок бьет других людей

Агрессивное девиантное поведение у некоторых детей 2—4 лет проявляется подобным образом: когда им не удается заполучить желаемое, они причиняют боль окружающим людям. Вне зависимости от пола и возраста этих людей - такой ребенок способен ударить и маму, и трехмесячного братишку, и старенькую бабушку.

В первую очередь запомните: ни в коем случае не бейте ребенка. Порка - не выход. Это способ выплеснуть гнев родителям. Он не научит ребенка, что бить людей нельзя, и не покажет, как правильно себя вести. Верный способ - возьмите тайм-аут, изолируйте малыша, чтобы он остыл (и остыньте сами). После тайм-аута спокойно поговорите с крохой о произошедшем и о том, как можно было вместо этого поступить. Научите ребенка правильно выражать гнев. Дети 2—4 лет еще не умеют изливать эмоции верно - посодействуйте крохе в овладении данным навыком. Выражать гнев можно по-разному - бить подушку, растирать глину, рвать бумагу и так далее. Пусть малыш пробует каждый из этих способов. Выберите с ним вместе тот, что понравится крохе сильнее остальных, и «репетируйте» - оттачивайте навык обращения к данному способу. Не ждите, что ребенок сразу начнет выражать эмоции с помощью этого метода - когда злость нахлынет, он забудет о репетициях и советах. Приготовьтесь контролировать ситуацию и напоминать малышу о необходимых действиях.

Совет. Если ребенок выглядит так, словно вот-вот набросится, возьмите кроху за руки. Подскажите малышу, как выразить чувства словами. Обязательно хвалите малыша, если он сумел совладать с собой, не ударил никого, а иначе проявил собственные эмоции.

Ребенок не дает поговорить по телефону

Некоторые дети 2—4 лет негативно реагируют на телефон в родительских руках. И речь не о долгих часовых разговорах с подругами/друзьями - даже на пятиминутные деловые беседы такой ребенок откликается девиантным поведением. Он шумит, гудит, визжит - словом, делает все, чтобы помешать разговору.

Если вам требуется пообщаться по сотовой связи, предупредите ребенка об этом. Сделайте акцент на том, что разговор продлится недолго и вы вскоре присоединитесь к крохе. Займите малыша игрой и выйдите поговорить в соседнюю комнату. Постепенно ребенок, поначалу проявляющий нервозность, научится терпеливее относиться к этим «разлукам». Чтобы научиться новой модели поведения, малышу требуется не одна неделя, так что запаситесь терпением и вы. Помните: у маленьких детей нет понятия времени, они не умеют ждать, зато крайне не любят, когда мама/папа не уделяет им внимания. Нетерпение - вот чем вызвано подобное поведение.

Ребенок не знает границ

Еще одна проблема поведения, с которой сталкиваются некоторые родители, - «язык без костей». Ребенок дерзит родителям, огрызается в ответ на замечания, обзывается, способен обратиться к маме и папе по имени - и так далее.

В первую очередь, родителям требуется четко и твердо обозначить границы. «Ты не должен меня называть по имени. Это недопустимо». Говорите с малышом спокойно, без повышенного тона, закатывания глаз и истерик. Если ребенок игнорирует ваши слова, откажитесь вступать с ним в беседу до того момента, пока он не перестанет так делать. Придумайте наказание, которое напрямую относится к грубости (как вариант, многократное повторение правильного, вежливого обращения), и не отступайте.

Попробуйте метод выбора. «Ты уберешь игрушки сейчас или побудешь у себя в комнате пару минут, чтобы приготовиться к этому?» Если ребенок выбрал комнату - пусть идет, по истечении трех-пяти минут пригласите кроху обратно. Если он по-прежнему отказывается убираться, проиграйте ситуацию повторно. Повторяйте действие столько раз, сколько требуется, не отступайте. В конце концов ребенок поймет, что сдвинуть с места вас не получится.

Еще один вариант - обратите ситуацию в шутку. Отнеситесь к произошедшему с юмором, дав ребенку шанс «переиграть» сказанное: «Должно быть, я тебя неправильно расслышала?» Не гнушайтесь и тайм-аутом, если никакие иные средства на малыша не действуют.

Не забывайте хвалить ребенка, когда он приятен в общении. Упоминайте, что вам приятно, когда он ведет себя таким образом.

Ребенок игнорирует

Девиантное поведение детей 2—4 лет способно выражаться и в следующем: ребенок не слышит (делает вид, что не слышит) обращенные к нему просьбы/требования, которые ему не нравятся (по типу «убери игрушки», «сложи одежду», «не стучи по столу»). Зато мгновенно реагирует на предложения, которые ему по душе («Хочешь конфетку?», «Пойдем гулять?»).

Вы вольны применить метод наказаний - однако маловероятно, что он сработает. Негативные последствия злят ребенка, и он усилит отрицательное поведение. Наоборот, стимулом может легко послужить поощрение - а потому введите систему наград за благопристойное поведение.

Совет. С некоторыми детьми «работает» метод сотрудничества. Не требуя, спрашивайте у них, что им следует теперь делать. Желая, чтобы ребенок вымыл руки перед обедом, скажите малышу: «Через пять минут кушаем. Что тебе надо сейчас сделать?» Предложите малышу выбор - справится он с заданием самостоятельно или воспользуется помощью.

Ребенок невосприимчив к наказаниям

Некоторые дети 2—4 лет удивляют родителей тем, что на наказание реагируют спокойно. Мало того - они сами содействуют претворению этих наказаний в жизнь. Так, если в ответ на девиантное поведение родители забирают у ребенка игрушки, такой малыш способен принести папе с мамой забытую машинку и сказать: «Спрячьте и это, вы забыли». Родители не чувствуют, что наказание помогло и урок крохой усвоен. «Что в лоб, что по лбу» - так это называется.

С такими детками работает исключительно метод запроса и выбора. Никакого принуждения, никаких требований - спрашивайте, что малыш, по его предположению, должен сделать; уточняйте, когда (сейчас или через пять минут) он это сделает, требуется ли крохе помощь. Выражайте готовность помочь - и не повышайте тона, говорите спокойно, улыбайтесь. Тогда малыш пойдет на контакт. Не забывайте хвалить ребенка и давать крохе чувствовать, что он любим. Отмечайте успехи малыша, говорите, что вы гордитесь - каждый ребенок в действительности стремится радовать родителей, и подобное поведение с родительской стороны придаст крохе стимул действовать лучше.

Ребенок постоянно ноет

Не то чтобы это девиантное поведение - однако из себя выводит знатно, особенно если ноет малыш по поводу и без повода. Идет дождь - ребенок ноет, потому что нельзя гулять. Выглянуло солнце - ребенок ноет, потому что слепит глаза. Упала кепочка с головы - ребенок ноет, потому что не хочет за ней наклоняться. Этот детский скулеж не тихий и монотонный - он пронзительный и раздражающий, иногда переходящий на ультразвук.

В первую очередь, объясните ребенку, что вы с радостью выполните его просьбу - да вот не слышите, чего он хочет, потому что малыш верещит благим матом. «Когда ты говоришь спокойно, я тебя понимаю» - покажите крохе, что ровным тоном без крика легко добиться куда большего, чем визгом и нытьем. Когда малыш вновь начинает ныть, твердо прерывайте кроху: «Стоп! Я не слушаю нытье. Говори спокойно!» Если ребенок продолжает «выступать», игнорируйте малыша. Кроме того, вы вправе попробовать метод тайм-аута либо «условный сигнал»: когда ребенок на грани визга, возьмите его на ручки/обнимите/запойте песенку (выберите самостоятельно, что лучше придется по душе малышу). Делайте так всякий раз, как увидите, что ребенок готов «начать концерт».

Готовность номер один: приучаем к горшку ребенка 3—4 лет

Ничего страшного, если ребенок в три года еще не ходит на горшок. Каждый ребенок развивается индивидуально, и то, что один делает в год, другой освоит к двум. Это нормально - так что повода для паники нет. Не поторапливайте кроху, однако внимательно следите за признаками готовности к горшку: малыш обязательно подаст вам сигнал, когда поймет, что ему пора ходить на горшок.

Физические признаки

  1. Ребенок готов ходить на горшок, если он мочится обильно за один раз.
  2. Приучение к горшку пройдет успешно, если ребенок ходит «по-большому» примерно в одно и то же время и кишечник крохи работает «как часы».
  3. Если ребенок в три года способен не писать три-четыре часа - это означает, что мышцы мочевого пузыря настолько крепкие, что в состоянии удерживать содержимое.

Поведенческие признаки

  1. У малыша получится ходить на горшок, если он способен провести в одном положении три-пять минут.
  2. Ребенок в три года умеет самостоятельно натягивать и снимать штанишки.
  3. Ребенка не устраивает ощущение мокрых/грязных трусов.
  4. Приучение к горшку можно спокойно начинать, когда ребенок заинтересуется привычками взрослых в туалетной комнате.
  5. Малыш сообщает (или подает знак), что хочет в туалет.
  6. Ребенок стремится к независимости.
  7. Если ребенок в три года гордится собственными достижениями? он с удовольствием станет ходить на горшок.

Когнитивные признаки

  1. Начинайте приучение к горшку, когда кроха научится следовать инструкциям («сядь на горшок», «сними штаны») и сообщать о собственных потребностях.
  2. Ребенок в три года освоит горшок, если он знает, как сказать про желание сделать «а-а» и «пи-пи».
  3. Малыш понимает физические сигналы собственного организма.

Если ребенок слишком худой

Педиатрами разработаны специальные нормы веса, согласно которым масса тела ребенка в два года - такая, в пять лет - такая, в семь - вот такая. Естественно, что каждого ребенка под нормы не подгонишь, и вовсе не следует фанатично стремиться соответствовать стандарту - и переживать, если вес малыша отклоняется от «нормального» показателя вправо или влево. Однако если перебор или недобор веса очевиден невооруженным глазом, это весомый повод пообщаться с педиатром.

Ребенок мало весит: когда волноваться

Оценивая вес малыша, следует в первую очередь проанализировать: кроха и раньше мало весил? Какова масса тела у родителей ребенка? Одно дело, если ребенок - худой генетически (у него худые папа и мама, худоба передалась ему по наследству, и он и прежде был худым). Совсем другое - если малыш внезапно прекратил набирать или даже начал терять вес.

Эксперты в области педиатрии поясняют: кроха не постоянно набирает вес равномерно. Поначалу прибавка в росте малыша обгоняет увеличение веса, и оттого ребенок способен казаться чрезмерно худым. Позже ситуация выровняется, когда рост нагонит вес. Врачи замечают: некоторые дети с избыточным весом «начинали» как маловесные. Верный способ определить, насколько мало весит ребенок и стоит ли тревожиться - посетить доктора.

Действия врача

Чтобы определить вес малыша, доктор в первую очередь задаст вам наводящие вопросы: о массе тела родителей и родственников, о том, постоянно ли малыш худой или скинул вес недавно - и так далее. Понадобится сообщить врачу и о том, случались ли в последнее время у крохи диарея, рвота или иные заболевания, способствующие снижению веса.

Педиатр измерит ребенка (и рост, и вес) и нанесет данные на диаграмму роста малыша. С помощью особого показателя - индекса массы тела крохи (или ИМТ) - доктор увидит, пропорциональны ли рост и вес малыша. Если ИМТ ребенка опускается ниже пятого процентиля, считается, что у крохи недобор веса. В этом случае доктор побеседует с вами относительно питания малыша, возьмет анализы у крохи - чтобы определить, нет ли заболевания, даст рекомендации.

Как помочь малышу набрать вес

Если ребенок мало весит не потому, что у него проблемы по медицинской части, это означает, что крохе не хватает калорий. Задача родителей - заставить малыша питаться калорийнее. Не исключено, что вес малыша поползет вверх, если добавить в его рацион источники жира - орехи, растительные масла, авокадо.
Однако ни в коем случае не кормите ребенка вредной пищей, чтобы компенсировать недобор веса. Педиатры предупреждают: если вы приучите малыша употреблять фастфуд, этой привычке он не изменит и в будущем.

Совет. Регулярно взвешивайте кроху дома, чтобы следить за изменениями в весе малыша.

Вовлекайте ребенка в приготовление еды, в покупку продуктов - зародите в крохе интерес к пище. И следите за тем, чтобы он не пропускал очередной прием пищи - в противном случае вес малыша так и останется незначительным.

Совет. Контролируйте, чтобы малыш не «надувался» соками и водой во время еды - так он наполнит желудок и кушать уже не захочет.

Девочки vs мальчики: развитие мозга

Об опережающем развитии девочек слышал каждый: считается, что мальчики отстают от девчат на два года. Девочки раньше осваивают горшок, складывают буквы в слова, овладевают грамотой и так далее. Это интересное совпадение, или в действительности женский мозг отличен от мужского?

Еще момент: дайте девочке на выбор куклу и машинку - и она выберет куклу. Поставьте перед выбором мальчика - и он предпочтет автомобиль. Означает ли это, что развитие девочек и развитие мальчиков идет параллельными дорогами?

Разный мозг

Пропасть между девочками и мальчиками в действительности гораздо глубже, нежели противоположные аспекты воспитания - утверждают ученые. Они предполагают, что даже до рождения мозг мальчика и мозг девочки развивается по-разному. Так, эксперты в области педиатрии выдвигают гипотезу, что мозг мальчика «толкает» ребенка к движущимся вещам (в том числе к машинам); что же до мозга женского, то он сосредоточен на воспитании и заботе. Гипотеза эта еще не доказана, но тем не менее представляет собой интерес.

Развитие мальчиков в материнской утробе

Ученые сообщают: плод мужского пола обладает таким же количеством тестостерона, что и взрослый 25-летний мужчина. Как раз с равным этому показателю числом тестостерона и появляется на свет каждый мальчуган; после рождения показатель резко падает, а затем снова постепенно увеличивается. Тестостерон, по утверждениям экспертов, улучшает пространственное мышление.

Интересный факт. Исследования на животных показали, что у самцов часть клеток мозга относится к женским. Ученые считают: это применимо и по отношению к людям.

Развитие девочек в материнской утробе

Девочки тоже вырабатывают тестостерон, но далеко не в таких объемах, что у мальчиков. Зато девочки продуцируют еще и эстроген. Ученые говорят: женский мозг - это проекция мозга мальчиков, если бы он не изменялся под влиянием тестостерона.

Развитие мозга по мере роста ребенка

После рождения, согласно исследованиям МРТ, развитие мозга девочек и мальчиков продолжает идти параллельными дорогами. Некоторые области мозга оперативнее растут у девочек, некоторые - у мальчиков; таким образом дети одного возраста, но разных полов стоят на разных ступенях развития. Впоследствии эта пропасть стирается, показатели приходят в равновесие.

Интересный факт. Мозг мальчика растет быстрее, чем девочки.

Неодинаково и растет мозг у сильной и слабой половины человечества. У последних больше размер той области мозга, что отвечает за контроль языка и эмоций. У мальчиков больше другая область - помогающая контролировать сильные эмоции по типу страха.

Эти маленькие отличия отнюдь не означают, что мальчики окажутся лучше девочек, или что девочки преуспеют сильнее мальчиков. Эксперты объясняют: мозг ребятишек чрезвычайно пластичен, а области его способны расти или уменьшаться в зависимости от того, как они используются. Согласно проведенным тестам, и девочки, и мальчики показывают одинаковые успехи в математике. Девочки лучше проявили себя в мышлении, запоминании и повторении слов, мальчики же одержали верх в решении пространственных задач.

Нельзя равнять всех под одну гребенку - ведь немало мальчиков не интересуется машинками, а предпочитает куклы - и наоборот, столько девочек обожает играть в «войнушку» и способно починить велосипед. У развития мозга таких детей нет никаких «отклонений» - оно в норме. «Биология - не приговор», - заверяют ученые.

Развитие ребенка в 2,5 года

Малышу уже два с половиной года! Это практически самодостаточная личность, взрослый и независимый человек. Он меняется день за днем, и за этим крайне интересно наблюдать. Что умеет ребенок, и чего же конкретно вправе близкие ожидать от крохи в таком возрасте?

Основные навыки

В два с половиной года ребенок умеет самостоятельно:

  1. Надевать на себя одежду (как минимум, один предмет).
  2. Называть шесть частей тела.
  3. Балансировать пару секунд на одной ноге.
  4. Узнавать как минимум один цвет.

Общение со сверстниками

Если прежде малышу не требовался никто, кроме мамы и папы (и бабушки с дедушкой), то теперь кроху тянет к другим деткам. На этом этапе развития ребенок учится взаимодействовать с иными малышами, налаживает контакты, заводит первых друзей. Мало того: среди обилия детей в песочнице ребенок умеет самостоятельно распознавать одного малыша и называть его имя. Ребенок в два с половиной года способен уже понимать, что думают и чувствуют остальные. И крохе на данном этапе развития крайне интересно «проникать в душу» другого маленького человечка. Поощряйте стремление малыша к общению с детьми, ходите с крохой на детскую площадку, в парк и в иные места скопления ребятишек.

Творческий беспорядок

У художников и писателей в кабинетах - черт ногу сломит. Повсюду разбросаны всевозможные вещи, некуда ни ступить, ни присесть - однако творцы чудесным образом ориентируются в собственных завалах. У ребенка в два с половиной года происходит та же ситуация. Беспорядок - логичная часть повседневной жизни малыша на этом этапе развития. А уж тем более - в процессе творчества (подавляющая масса детей в данном возрасте любит рисовать и охотно делает это дни напролет). Не волнуйтесь о беспорядке - когда ребенок закончит, расскажите, что уборка - важная составляющая творчества. И обязательно похвалите малыша за рисунок - даже если он напоминает обыкновенные каракули.

Говорение

Что умеет ребенок в этом возрасте, так это говорить - как минимум пару-тройку слов. Но в силах родителей - помочь развитию словесных навыков крохи. Для этого не требуется ничего особенного - элементарно разговаривайте с малышом. Обращайте внимание на то, что он говорит - и расширяйте словарный запас ребенка. Если кроха сказал: «Машина едет», подтвердите: «Да, эта красная машина так быстро едет по улице!»

Приучение к горшку

Ребенок в два с половиной года уже способен самостоятельно пользоваться горшочком. Но не волнуйтесь, если малыш еще равнодушен к туалету - это в пределах нормы. Помните: этапы развития каждого ребенка проходят индивидуально.

Речевые проблемы у ребенка 2—4 лет

Нет единого возраста, в котором бы ребенок заговорил. Одни дети складывают звуки в слова уже в год, другие - после двух. Немало зависит от врожденных способностей ребенка, иных навыков малыша, знания языка и от реакции окружающих на попытки крохи говорить. Некоторые общие вехи развития таковы: в два года подавляющая масса малышей собирает слова в мини-предложения («Где мама?», «Пока-пока», «Что это?» и так далее). Ежемесячно в лексиконе крохи появляются новые слова, и к трем годам львиная доля детей разговаривает предложениями из четыре-пяти слов. Они способны рассказать, что делали сегодня, и их легко понять даже посторонним людям.

Тем не менее у некоторых деток во время обучения говорению возникают сложности. О вероятных речевых проблемах и способах их решения расскажем ниже.

Неправильное произношение

Маленьким деткам, у которых развитие речевых навыков еще формируется, сложно выговаривать некоторые слова - а потому они переиначивают и укорачивают их. Это относится в первую очередь к словам, где по соседству расположены два согласных звука: вместо «спагетти» малыши говорят «пагетти», вместо «конфета» - «кафета», вместо «блузка» - «бузка» и так далее. Подобное обычно проходит к шести-семи годам.

Кроме того, к речевым проблемам у детей 2—4 лет относится путаница в звуках. Страдают шипящие: не «шишка», а «сыска», не «чайник», а «сяйник». Не забудем и про пресловутые «р» и «л»: «лубашка» и «лынок» вместо «рубашки» и «рынка» - это норма. Некоторые малыши, однако, и «л» не выговаривают - получается нечто среднее между «у» и «в».

Иногда случается такое, что в одних словах ребенок произносит звук правильно, а в других - нет. Это связано с тем, что звук способен быть твердым (сложнее для произношения) и мягким.

Как помочь

В первую очередь, запомните: дети учатся подражанием. Поэтому говорите четко, чисто и без сюсюканий (львиная доля родителей предпочитает общаться с детьми 2—4 лет на «малышовом» наречии, не понимая, что это - фатальная ошибка). Если вы приговариваете: «Ты ж моя заиська!» - ожидайте и получить «заиську» вместо «заечки». Если малыш допустил ошибку в слове, повторите то, что он сказал, но правильно - и обратите на это внимание ребенка. Но не делайте акцент на ошибках крохи и не ругайте ребенка - иначе малыш расстроится, что говорит неправильно. За правильное употребление звуков, слогов и слов хвалите кроху.

Однако если ребенок «глотает» гласные («крова» вместо «корова») или наоборот отбрасывает согласные - это повод тревожиться о развитии речевых навыков малыша. В таком случае требуется консультация логопеда.

Сигматизм

Сигматизм - речевая проблема, связанная с нарушением произношения свистящих и шипящих звуков. Они заменяются другими или вовсе выпадают из речи. «Моей сестре семь» легко превращается в «Моей шытре шем» - и понять ребенка сложно не то что чужим людям, но и близким. Помните: шипит и свистит подавляющая масса детей 2—4 лет, но это проходит к семи годам. Однако лет в пять вы вправе обратиться к логопеду, если ребенок имеет иные речевые проблемы и его сложно понять окружающим.

Как помочь

Не пренебрегайте личным примером и в данной ситуации. Демонстрируйте, как правильно звучит то или иное слово. Удостоверьтесь, что кроха не болеет - что он дышит свободно и через нос. Заложенный нос легко способен послужить причиной сигматизма, поскольку при дыхании через рот язык принимает другую позу, нежели с закрытым ртом.

Выражение мыслей

Двух-трехлетнему ребенку сложно выражать мысли вербально. Развитие речевых навыков в этом возрасте еще не завершено, лексикона не хватает, а язык иногда не поспевает за потоком мыслей в маленькой голове. Поэтому ребенок крайне медленно и с запинками составляет предложения. Кроме того, малышу может настолько сильно хотеться пообщаться с вами, что он спотыкается на каждом слове от волнения. Перестанет останавливаться и думать, что и как сказать, кроха к четырем годам.

Как помочь

Проговаривайте вслух вместе с ребенком правильное звучание предложения. Если ребенок отчаянно хочет, чтобы вы достали его любимую кружку из шкафа, и просит: «Мама, ты кружка, моя кружка!», уточните: «Ты хочешь, чтобы я достала твою любимую кружку?» Расскажите ребенку, какая эта кружка, пока достаете ее: «Смотри, какой симпатичный медвежонок нарисован на кружке!» или «Какая красочная у тебя красная кружка!»

Заикание

Немало детей 2—4 лет проходили фазу заикания, но у подавляющей массы оно проходит без следа. Когда ребенок устал, рассержен, взволнован, он не может легко выразить то, что на уме. Тогда и проскакивает в речи крохи заикание. Кроме того, оно не исключено, если ребенок еще не овладел речевыми навыками в полной мере.

Как помочь

Крайне важно реагировать на ребенка с заиканием. Говорите с таким малышом медленно, спокойным, расслабленным голосом. Если вы станете придерживаться такого правила, то и кроха не поторопится - следовательно, будет меньше заикаться. Смотрите малышу в глаза и улыбайтесь. Если вы отвернетесь, ребенок заволнуется; если на лице вашем он увидит разочарование - расстроится еще сильнее, а это способно усугубить ситуацию. Если заикание ребенка приводит к напряжению челюсти, к постоянному повторению звуков, к тому, что малыш морщится, - обратитесь к доктору.

Детская апраксия речи

Еще одна речевая проблема детворы - апраксия речи. Апраксия - это расстройство нервной системы, следствие которого - неспособность произносить звуки, слоги или слова. Она выражается следующим образом:

  1. Неправильное произношение гласных.
  2. Попеременно правильное и неправильное произношение легких звуков.
  3. Напряжение при координации губ.
  4. Замена или исключение сложных звуков.
  5. Сложности с длинными фразами.
  6. Громкость, скорость и высота речи способны звучать неправильно.
  7. Понимание языка лучше, чем способность говорить.

Апраксию речи крайне редко диагностируют детям младше трех лет. Однако, если ребенку два и развитие речевых навыков крохи вас беспокоят, покажите малыша логопеду. В том же случае, если малышу три-четыре года - немедленно обращайтесь к доктору, чтобы помочь ребенку на раннем этапе.

Когда обращаться за помощью

  1. Ребенок в 2 года не пытается (или мало пытается) говорить и/или подражать другим; не реагирует на собственное имя; не заинтересован в разговоре.
  2. После двух лет ребенок по-прежнему говорит отдельными словами (не короткими предложениями); не повторяет новые слова; не отвечает на вопросы по типу «Кто это?»
  3. Ребенок постоянно делает паузу в разговоре; сдается, не договорив; постоянно употребляет фразу «не то».
  4. Ребенок пускает слюни при неправильном произношении.
  5. Ребенок переносил ушные заболевания (подобное указывает на вероятную потерю слуха, что связано с речевыми проблемами).

Когда грубит чужой ребенок

Случается, дети дерзят взрослым. Если грубит ребенок собственный, ситуация ясна - «прочитал лекцию» крохе, напомнил правила поведения, добился извинений. А что делать, если грубит ребенок чужой? А родители малыша при этом игнорируют подобное поведение? Как поставить ребенка на место и при этом не вступить в конфронтацию с его папой и мамой?

Если ребенок грубит вашему малышу

Услышав на детской площадке, как родную кроху обзывает другой малыш, каждый родитель инстинктивно бросится на защиту любимой деточки. Однако в следующий раз «придержите коней» и проанализируйте поведение сына или дочери. Насколько он/она расстроен (-а)? Насколько нуждается в вас? Практика показывает, что львиная доля детей способна самостоятельно урегулировать конфликт.

Совет. Сохраняйте спокойствие, как бы сильно ребенок ни дерзил вам. Всякую дерзость возможно легко «проглотить» и отреагировать на грубость ребенка вежливо и с улыбкой.

Посмотрите, как поведет себя малыш. Если он реагирует на грубость ребенка кулаками - это резонный повод вмешаться. Но если кроха ведет себя благоразумно, расслабьтесь и предоставьте сыну/дочке право собственноручно разобраться в ситуации. И не забудьте потом, отведя малыша в сторонку, похвалить кроху за разумное поведение.

Если ребенок ведет себя вызывающе

Девиантное поведение ребенка не ограничивается грубостью. Он способен вести себя нагло, шумно, мешать окружающим - и не задевать вас лично, но раздражать некультурностью и неуважением к людям. Представьте ситуацию: вы пришли в ресторан с малышом, кроха ведет себя тихо и воспитанно - но по залу с криками бегает другой ребенок, на которого поминутно оглядываются посетители. Родители же этого малыша словно не замечают, что он мешает отдыхающим.

У вас - два пути. Первый - сделать замечание ребенку с девиантным поведением. Помните при этом: этот малыш способен проигнорировать ваши слова, а его родители обязательно вступятся за баловня. Второй - если конкретно вас данный малыш не задевает, но вы не хотите, чтобы ваш ребенок думал: такое поведение - норма, скажите собственной крохе: «Видишь, мальчик бегает и кричит / девочка кладет ноги на стол? Так нельзя поступать в общественных местах, это неуважение по отношению к другим людям».

Совет. Если ребенок грубит вам при вашем собственном малыше, не унижайте задиру при нем. Отведите маленького грубияна в сторону и скажите о чувствах, которые испытываете. Помните: иногда ребенок не осознает, что причиняет другим людям боль.

Как привлечь родителей ребенка

Не говорите им, что и как делать (и что их малыш такой-сякой). Опишите произошедшую ситуацию и ждите реакции. Описывайте случившееся с использованием нейтральных слов. Продолжайте сохранять нейтралитет и тогда, когда родители бросаются на защиту ребенка.

Если родителей малыша нет рядом, а вам требуется поддержка со стороны взрослого, обратитесь к человеку поблизости, способному стать для малыша авторитетом.

Совет. Если ничего другое не помогает, объясните ребенку, почему его поведение недопустимо. В подавляющей массе случаев замечания хватает, чтобы малыш перестал вести себя неподобающе. Однако помните: наказывать чужого ребенка недопустимо.

Знакомство с общественными туалетами

Приучение к горшку малыша - сложный и долгий процесс. Но освоить домашний горшочек или даже унитаз - дело не хитрое. Общественные туалеты - вот отдельная песня. Как поступать в том случае, если малышу приспичило «пи-пи» или «а-а» вне дома, а носить с собой дорожный детский горшок нет возможности или желания?

Правило первое

Знакомьте малыша с общественными туалетами исключительно в том случае, если он уже отошел от использования подгузников и даже на улицу выходит теперь без него. Если ребенок еще «в подвешенном состоянии» между подгузниками и трусиками, лучше наденьте на него подгузник, выходя из дома. Это безрассудно - ожидать, что кроха, которая едва освоила детский горшок (или даже не до конца освоила), справится с туалетом в общественном месте.

Правило второе

Если приучение к горшку прошло успешно, и малыш перешел на нижнее белье «на постоянной основе», можно постепенно осуществлять знакомство с общественными туалетами. Для начала необходима подготовительная работа: за пару месяцев до того, как впервые отвести ребенка в общественный туалет, посетите оный самостоятельно - будучи при этом с малышом. Пусть кроха увидит, что такое общественный туалет, и поймет, что им пользоваться тоже можно.

Правило третье

Выходя из дома, высаживайте ребенка на горшочек. Не спрашивайте, хочет ли он - в ответ вы услышите «Не хочу» или «Не могу». Посадите кроху на детский горшок без лишних слов и сообщите, что, если у малыша ничего не получится, вы не рассердитесь. В этом случае надежда на успех остается.

Правило четвертое

Общественные туалеты встречаются всякие. И похожие на роскошные люксы, и напоминающие свинарник - до такой степени, что и взрослый не рискнет воспользоваться подобным, не говоря уже о том, чтобы вести туда ребенка. Поэтому, оказавшись в публичном месте, перво-наперво разведайте обстановку. Узнайте, где туалет и в каком он состоянии.

Правило пятое

Ни в коем случае не отправляйте малыша в общественный туалет одного. Ходите вместе с крохой - ведь ребенку может внезапно потребоваться ваша помощь. В том случае, если воспользоваться общественным туалетом для конкретного пола неудобно (когда папа гуляет с дочкой, как вариант), зайдите в туалет для инвалидов.

Совет. Носите с собой влажные салфетки, туалетную бумагу и полотенце - эти вещи крайне пригодятся вам в общественных туалетах.

Если ребенок просыпается по ночам

Малышу исполнилось два-три годика, и из колыбельки он уже давно переведен в детскую кроватку. Однако до сих пор он нет-нет - да и просыпается среди ночи, плачет и зовет вас. Он способен и самостоятельно успокоиться - с помощью соски или пальца, обнимая мягкую игрушку или подушку - но мама и папа по-прежнему нужны малышу, чтобы справиться со страхом окончательно. Эксперты в области педиатрии придерживаются разных точек зрения по поводу того, как вести себя родителям в подобных ситуациях. Приведем парочку из них.

Точка зрения Арнольда Минделла

Справка. Арнольд Минделл - психотерапевт, писатель, основатель процессуально ориентированной психологии.

Минделл утверждает: если постоянно соблюдать режим сна, то внезапные пробуждения и бодрствования малыша среди ночи через пару-тройку недель сойдут на нет. В том же случае, если этот эффект достигнуть не удалось, Минделл советует попробовать следующее: если ребенок просыпается ночью, приходите к малышу, но не оставайтесь надолго, а через некоторое время уходите. Возвращайтесь через пять минут - и снова уходите. Постепенно сокращайте время нахождения в комнате крохи, а время отсутствия наоборот увеличивайте.

Совет. Не приучайте малыша к «зависимому» сну - при включенном свете, приглушенной музыке или после еды. Это выработает у крохи ассоциацию на засыпание - он сможет заснуть исключительно при соблюдении привычных условий. Ассоциация на засыпание вредна тем, что, если ночью ребенок проснется, без света/музыки/еды он уже не уснет.

Точка зрения Ричарда Фербера

Справка. Ричард Фербер - врач, директор Центра педиатрический расстройств сна (Бостон).

Если ребенок просыпается ночью и встает с кровати (и не желает туда возвращаться), Фербер рекомендует попробовать следующий метод. Для начала сообщите малышу, что вы уйдете и закроете дверь, если он немедленно не ляжет в постель. Если предупреждение не возымело действия, выполняйте сказанное - выйдите из комнаты и прикройте за собой дверь. Мало того: держите ее закрытой (но не запирайте!) на протяжении минуты.

Если данная мера не помогла и ребенок не лег, войдите и уложите малыша. Затем снова покиньте комнату и закройте дверь - уже на две минуты. В первую ночь допустимо доводить время закрытия двери до пяти минут. Если ситуация не исправилась, повторите те же действия во вторую ночь, третью, четвертую. Постепенно увеличивайте время закрытия двери, доведя ее до тридцати минут (по максимуму).

В том же случае, если ребенок самостоятельно ложится в детскую кроватку, откройте дверь, похвалите малыша и уходите (не заходя в комнату!).

Совет. Не приводите ребенка к себе в постель. Лучше придите к нему, посидите с малышом рядом (или даже полежите), пока он не отбудет в царство Морфея. Но пусть это случится в детской кроватке.

Точка зрения Томаса Бразелтона

Справка. Томас Бразелтон - педиатр, автор и разработчик шкалы оценки поведения новорожденных, автор научных трудов по педиатрии.

Бразелтон придерживается мнения, что ребенок должен самостоятельно успокаивать себя ночью. Но малышу сложно это сделать, если он полон страхов: ночник отбрасывает зловещие тени, в шкафу обязательно спрятался монстр, а под кроватью засел бабайка. Заранее обсудите страхи малыша, убедите его, что они беспочвенны (перед сном проверьте вместе шкаф, кровать и другие потайные места для монстров), и заверьте, что вы - рядом. Однако ночью, если кроха проснулся и плачет, не спешите к нему - выждите время, не исключено, что ребенок успокоится самостоятельно.

Точка зрения Уильяма Сирса

Справка. Уильям Сирс - педиатр, автор и соавтор книг по беременности, материнству, воспитанию и развитию детей.

Сирс, в отличие от Бразелтона, советует проявлять гибкость и не давать ребенку плакать одному у себя в комнатке. Вместо этого, считает ученый, следует обязательно разобраться, что помешало сну крохи - он проголодался? Увидел кошмар? Ему жарко/холодно? У него грязный подгузник? Сирс рекомендует увеличить привязанность ребенка к маме на протяжении дня, чтобы вечером и ночью в роли утешителя выступал папа. Кроме того, он советует не доставать малыша из кроватки - погладьте его по спинке, успокаивающе поговорите, поцелуйте, но пусть остается в кровати. В отличие от подавляющей массы экспертов, Сирс не против того, чтобы родители брали кроху к себе в постель.

Точка зрения Американской академии педиатрии

Если режим сна малыша нарушен и ребенок просыпается ночью, не ругайте кроху и не разговаривайте с ним. Уложите ребенка в кроватку, когда он устроится поудобнее - уходите. Если он вновь встает/кричит/плачет, повторите те же действия. Сохраняйте спокойствие и настойчивость - скоро малыш поймет, что сдаваться вы не собираетесь. Убедитесь, что крохе не жарко/не холодно, что пижамка не тесная, а мочевой пузырь малыша - не полный. Если ребенок просит оставить приоткрытой дверь или включить ночник - выполните просьбу крохи.

Ранее Ctrl + ↓